Вверх
Примеры решения задач по теме «Закон сохранения механической энергии»
Касс!ная физика на Rutube

Фильмы об ученых
Фильмы об ученых

Научные игры
Научные игрушки

Азбука физики
Азбука физики

Викторины
Викторины

Парадоксы
Парадоксы

Простые опыты
Простые опыты

BHИMAHИE! Тeмы "ЦOP 7-9 клacc к уроку" ecть в фopмaтe PDF и SWF!
Возможный вариант просмотра SWF-файлов: скачать адобовский флэш-плейер flashplayer_32 скачать здесь. Положить его на рабочий стол компа (или закачать на флэшку и подключить ее к компу). Кликнуть по ссылке нужный ЦОР со страницы сайта, открыть скаченный файл. Приятного просмотра!

Примеры решения задач по теме «Закон сохранения механической энергии»

«Физика - 10 класс»

При применении закона сохранения механической энергии для решения задач надо, прежде всего, выяснить, какое состояние системы целесообразно считать начальным, а какое — конечным, затем записать выражение для начальной энергии системы и приравнять его выражению для конечной. При записи потенциальной энергии надо предварительно выбрать нулевой уровень отсчёта потенциальной энергии системы.


Задача 1.


Мяч брошен с высоты 1 м под углом 60° к горизонту со скоростью 4 м/с.

Определите максимальную высоту подъёма мяча над поверхностью Земли. Силу сопротивления при движении мяча не учитывайте.


Р е ш е н и е.


Выберем нулевой уровень потенциальной энергии на поверхности Земли (рис. 5.16). В момент броска в начальном положении 1 мяч обладает кинетической и потенциальной энергиями:

В момент максимальной высоты hmax подъёма скорость мяча направлена горизонтально. Горизонтальная составляющая скорости при движении мяча остаётся постоянной и равной υx = υ0 cosα.

Механическая энергия в положении 2: Е2 = Ек2 + Еп2 = (mυ20cos2α)/2 + mghmax.

Так как по условию задачи силой сопротивления можно пренебречь, то считаем, что на мяч действует только консервативная сила — сила тяжести, и, следовательно, полная механическая энергия мяча сохраняется:

Тогда максимальная высота hmах:


Задача 2.


Недеформированную пружину растягивают на Δl = 10 см. Определите работу деформирующей пружину силы и силы упругости пружины, если для растяжения пружины на Δl0 = 1 см требуется сила F0 = 2 Н.


Р е ш е н и е.


Абсолютные удлинения пружины выразим в единицах СИ: Δl0 = 0,01 м, Δl = 0,1 м. Найдём жёсткость пружины. Из закона Гука F0 = kΔl0 следует: k = F0/Δl0. Работа деформирующей силы:

Направление силы упругости противоположно направлению деформирующей силы, а по модулю эти силы равны, поэтому Aупр = -1 Дж.




Задача 3.


На нити длиной l висит груз. На какую высоту необходимо поднять груз, отклоняя нить от вертикали, чтобы при движении груза вниз без начальной скорости в момент прохождения положения равновесия сила натяжения нити превышала в 2 раза силу тяжести, действующую на груз?


Р е ш е н и е.


При прохождении нити через вертикальное положение на груз действуют сила натяжения нити и сила тяжести m, лежащие на одной прямой (рис. 5.17). Поэтому ускорение груза является центростремительным и направлено вертикально вверх.

По второму закону Ньютона m = + m.

Запишем этот закон в проекции на ось OY (см. рис. 5.17): Т - mg = mа, где а = υ2/l. Учитывая, что Т = 2mg, получаем mg = mа, υ2 = gl.

Для определения h применим закон сохранения механической энергии, считая, что в положении 2 потенциальная энергия системы «тело—Земля» равна нулю. Тогда в положении 1 система имеет потенциальную энергию Еп = mgh, где h — высота тела относительно нулевого уровня. В положении 2 тело обладает лишь кинетической энергией Ек = mυ2/2.

По закону сохранения механической энергии mυ2/2 = mgh, υ2 = 2gh. Учитывая, что υ2 = gl, получаем 2gh = gl, откуда h = 1/2.


Задача 4.


Определите скорости двух шаров массами m1 и m2 после центрального абсолютно упругого удара. Скорости шаров до удара υ1 и υ2 соответственно.


Р е ш е н и е.


Закон сохранения импульса системы имеет вид

p align="center">m11 + m22 = m1 + m22,         (1)

где 1 и 2 — скорости шаров после удара.

Запишем уравнение (1) в проекции на ось X (рис. 5.18) (предположим, что шары после удара разлетаются в разные стороны):

m1υ1 - m2υ2 = - m1u1 + m2u2.         (2)

Запишем закон сохранения энергии:

m1υ21/2 + m2υ22/2 = m1u21/2 + m2u22/2.         (3)

Уравнения (2) и (3) образуют систему двух уравнений относительно двух неизвестных u1 и u2. Перенесём все члены системы, содержащие m1, в левую часть уравнения, а содержащие m2, в правую: m11 + u1) = m22 + u2), m121 - u21) = m2(u22 - υ22).

Очевидно. что u1 ≠ - υ1 и u2 ≠ - υ2, так как скорости шаров после соударения должны измениться. Разделив левые и правые части равенств одно на другое, получим υ1 — u1 = υ2 - u2, откуда u2 = υ1 + υ2 - u1.

Подставив u2 в уравнение (2), получим уравнение относительно u1:

m1υ1 - m2υ2 = -m1u1 + m2υ1 + m2υ2 - m2u1.

Окончательно


Источник: «Физика - 10 класс», 2014, учебник Мякишев, Буховцев, Сотский




Законы сохранения в механике - Физика, учебник для 10 класса - Класс!ная физика

Импульс материальной точки --- Закон сохранения импульса --- Реактивное движение. Успехи в освоении космоса --- Примеры решения задач по теме «Закон сохранения импульса» --- Механическая работа и мощность силы --- Энергия. Кинетическая энергия --- Примеры решения задач по теме «Кинетическая энергия и её изменение» --- Работа силы тяжести. Консервативные силы --- Работа силы упругости. Консервативные силы --- Потенциальная энергия --- Закон сохранения энергии в механике --- Работа силы тяготения. Потенциальная энергия в поле тяготения --- Примеры решения задач по теме «Закон сохранения механической энергии» --- Основное уравнение динамики вращательного движения --- Закон сохранения момента импульса. Кинетическая энергия абсолютно твёрдого тела, вращающегося относительно неподвижной оси --- Примеры решения задач по теме «Динамика вращательного движения абсолютно твёрдого тела»



По следам "английских ученых"

  • Можно ли вскипятить воду звуком?

    Если у вас в доме вдруг пропало электричество, не работает электрический чайник, плита, и кончились спички, но зато вопреки всему во всю силу гремит музыка, давайте зададимся вопросом: можно ли вскипятить воду, используя звук? Насколько это реально?
Новости

Задачи Г. Остера
Задачи Григория Остера

Это интересно
Интересная физика

История техники
История техники

Физика детям
Физика для детей

Знаете ли вы
Знаете ли вы

История физики
История физики

Вопросы-загадки
Вопросы-загадки



Этюды об ученых
Ученые-физики

Есть вопросик
Ответы на попросы по физике

Его величество
Все о человеке

Мысли вслух
Мысли вслух

Экзамены?
Тестирование?
Знаешь себя?
На урок

Класс!ная физика для любознательных


ЦОР и ресурсы по физике

Книги  по физике

Забавные коты глазами художников