Вверх
Примеры решения задач по теме «Силы трения»
Касс!ная физика на Rutube

Фильмы об ученых
Фильмы об ученых

Научные игры
Научные игрушки

Азбука физики
Азбука физики

Викторины
Викторины

Парадоксы
Парадоксы

Простые опыты
Простые опыты

BHИMAHИE! Тeмы "ЦOP 7-9 клacc к уроку" ecть в фopмaтe PDF и SWF!
Возможный вариант просмотра SWF-файлов: скачать адобовский флэш-плейер flashplayer_32 скачать здесь. Положить его на рабочий стол компа (или закачать на флэшку и подключить ее к компу). Кликнуть по ссылке нужный ЦОР со страницы сайта, открыть скаченный файл. Приятного просмотра!

Примеры решения задач по теме «Силы трения»

«Физика - 10 класс»

При решении задач о движении тел, на которые действует сила трения, надо всегда иметь в виду, что сила трения скольжения, действующая на тело, направлена в сторону, противоположную относительной скорости движения. Поэтому, чтобы нарисовать вектор силы трения, прежде всего надо определить направление движения тела.


Задача 1.


В результате полученного толчка кирпич начал скользить вниз по неподвижной ленте конвейера, расположенной под углом α = 30° к горизонтальной плоскости. Определите модуль и направление ускорения кирпича, если коэффициент трения скольжения кирпича о ленту конвейера μ = 0,6.


Р е ш е н и е.


Направим ось ОХ вдоль наклонной ленты конвейера вниз, а ось OY перпендикулярно ленте конвейера вверх (рис. 3.26). Так как кирпич движется вдоль оси ОХ, то его ускорение может быть направлено только вдоль этой оси вниз либо вверх. По второму закону Ньютона

m = m + + тр.         (1)

Запишем уравнение (1) в проекциях на оси ОХ и OY:

x = mg sinα - Fтр,         (2)
0 = N - mg cosα.

Модуль силы трения скольжения выразим через коэффициент трения р и модуль силы нормальной реакции опоры N:

Fтр = μN = μmg cosα.         (3)

Подставив выражение (3) в уравнение (2), получим mах = mg sin&alpha - μm cosα. Окончательно а = g(sin&alpha - μcosα).

Из формулы следует, что проекция ускорения кирпича на ось ОХ может быть положительной, отрицательной и равной нулю: если sina > μcosα, то ах > 0 (вектор ускорения направлен вдоль ленты конвейера вниз); если sinα = μcosα, то ах = 0 (кирпич движется без ускорения); наконец, если sinα < μcosα, то ах < 0 (вектор ускорения направлен вдоль ленты конвейера вверх).

Для случая, рассматриваемого в задаче, ах = -0,2 м/с2. Следовательно, ускорение кирпича направлено вдоль ленты конвейера вверх и модуль этого ускорения а = 0,2 м/с2.




Задача 2.


В кузове автомобиля лежит ящик массой 30 кг. Определите, с каким максимальным ускорением может двигаться автомобиль, начинающий движение, чтобы ящик не сдвинулся. Коэффициент трения ящика о пол кузова равен μ = 0,3.


Р е ш е н и е.


Автомобиль движется с ускорением. Чтобы ящик оставался неподвижным, необходимо, чтобы ускорение ящика было равно ускорению автомобиля.

В начале движения автомобиля ящик должен двигаться в сторону, противоположную движению автомобиля, так как по инерции стремится сохранить состояние покоя. Автомобиль движется вправо (рис. 3.27).

Тогда скорость ящика относительно автомобиля должна быть направлена влево, следовательно, сила трения должна быть направлена вправо.

На ящик действуют сила тяжести m, сила нормальной реакции опоры и сила трения тp покоя. Согласно второму закону Ньютона запишем:

m = m + + тp.         (1)

В проекциях на горизонтальное и вертикальное направления запишем:

mа = тp;         (2)
0 = N - mg.         (3)

Так как по условию задачи мы должны найти максимальное ускорение, то в пределе сила трения покоя должна быть равна силе трения скольжения: тp = μN.

Подставим это выражение в уравнение (2) и получим mа = μN.

Из уравнения (3) следует, что N = mg. Тогда mа = μxmg и а = μg ≈ 3 м/с2.


Задача 3.


По наклонной плоскости тянут равноускоренно за канат ящик массой 50 кг. Угол у основания наклонной плоскости 30°, коэффициент трения 0,2. Ящик поднимают на высоту 20 м за 5 с. Определите силу натяжения каната.


Р е ш е н и е.


На ящик действуют сила тяжести m, сила трения тp, сила натяжения каната Т и сила нормальной реакции опоры N (рис. 3.28).

Согласно второму закону Ньютона

m = m + N + тp + .         (1)

В проекциях на оси ОХ и OY уравнение имеет вид

mа = Т - mg sinα - тp;         (2)
0 = N - mg cosα.         (3)

Сила трения скольжения тp = μN.

Из уравнения (3) получим N = mg cosa.

Уравнение (2) перепишем в виде mа = Т - mg sinα - μmg cosα.

Ускорение определим из уравнения движения при этом

Продолжение смотреть здесь


Источник: «Физика - 10 класс», 2014, учебник Мякишев, Буховцев, Сотский




Динамика - Физика, учебник для 10 класса - Класс!ная физика

Основное утверждение механики --- Сила --- Инертность тела. Масса. Единица массы --- Первый закон Ньютона --- Второй закон Ньютона --- Принцип суперпозиции сил --- Примеры решения задач по теме «Второй закон Ньютона» --- Третий закон Ньютона --- Геоцентрическая система отсчёта --- Принцип относительности Галилея. Инвариантные и относительные величины --- Силы в природе --- Сила тяжести и сила всемирного тяготения --- Сила тяжести на других планетах --- Примеры решения задач по теме «Закон всемирного тяготения» --- Первая космическая скорость --- Примеры решения задач по теме «Первая космическая скорость» --- Вес. Невесомость --- Деформация и силы упругости. Закон Гука --- Примеры решения задач по теме «Силы упругости. Закон Гука» --- Силы трения --- Примеры решения задач по теме «Силы трения» --- Примеры решения задач по теме «Силы трения» (продолжение) ---



По следам "английских ученых"

  • Можно ли вскипятить воду звуком?

    Если у вас в доме вдруг пропало электричество, не работает электрический чайник, плита, и кончились спички, но зато вопреки всему во всю силу гремит музыка, давайте зададимся вопросом: можно ли вскипятить воду, используя звук? Насколько это реально?
Новости

Задачи Г. Остера
Задачи Григория Остера

Это интересно
Интересная физика

История техники
История техники

Физика детям
Физика для детей

Знаете ли вы
Знаете ли вы

История физики
История физики

Вопросы-загадки
Вопросы-загадки



Этюды об ученых
Ученые-физики

Есть вопросик
Ответы на попросы по физике

Его величество
Все о человеке

Мысли вслух
Мысли вслух

Экзамены?
Тестирование?
Знаешь себя?
На урок

Класс!ная физика для любознательных


ЦОР и ресурсы по физике

Книги  по физике

Забавные коты глазами художников