Класс!ная физика



Проект электромагнитного транспорта начала 20 века

На железной магнитной дороге без трения, проект которой был предложен в начале 20 века советским физиком проф. Б. П. Вейнбергом, вагоны будут совершенно невесомы; их вес уничтожается электромагнитным притяжением.



Вагоны летят без всякой опоры, не прикасаясь ни к чему, вися на невидимых нитях могучих магнитных сил. Они не испытывают ни малейшего трения и, следовательно, будучи раз приведены в движение, сохраняют по инерции свою скорость, не нуждаясь в работе локомотива.

Осуществляется это следующим образом. Вагоны движутся внутри медной трубы, из которой выкачан воздух, чтобы его сопротивление не мешало движению вагонов. Трение о дно уничтожается тем, что вагоны движутся, не касаясь стенок трубы, поддерживаемые в пустоте силою электромагнитов. С этой целью вдоль всего пути над трубой расставлены, на определенных расстояниях друг от друга, очень сильные электромагниты. Они притягивают к себе железные вагоны, движущиеся внутри трубы, и мешают им падать.

Сила магнитов рассчитана так, что железный вагон, проносящийся в трубе, все время остается между ее «потолком» и «полом», не прикасаясь ни к тому, ни к другому. Электромагнит подтягивает проносящийся под ним вагон вверх, – но вагон не успевает удариться о потолок, так как его влечет сила тяжести; едва он готов коснуться пола, его поднимает притяжение следующего электромагнита… Так, подхватываемый все время электромагнитами, вагон мчится по волнистой линии без трения, без толчков, в пустоте, как планета в мировом пространстве.

Что же представляют собой вагоны? Это – сигарообразные цилиндры высотой 90 см, длиной около 2,5 м.
Конечно, вагон герметически закрыт, – ведь он движется в безвоздушном пространстве,  – и подобно подводным лодкам снабжен аппаратами для автоматической очистки воздуха.

Способ отправления вагонов можно сравнить с пушечным выстрелом. И действительно, вагоны эти буквально «выстреливаются», как ядра, только «пушка» здесь электромагнитная . Устройство станции отправления основано на свойстве спирально закрученной, в форме катушки, проволоки («соленоида») при прохождении тока втягивать в себя железный стержень; втягивание происходит с такой стремительностью, что стержень при достаточной длине обмотки и силе тока может приобрести огромную скорость. В новой магнитной дороге эта-то сила и будет выбрасывать вагоны. Так как внутри туннеля трения нет, то скорость вагонов не уменьшается, и они мчатся по инерции, пока их не задержит соленоид станции назначения.

Вот несколько подробностей, приводимых автором проекта:
«Опыты, которые я ставил в 1911 – 1913гг. в физической лаборатории Томского технологического института, производились с медной трубкой (32 см диаметром), над которой находились электромагниты, а под ними на подставке вагончик – кусок железной трубы с колесами спереди и сзади и с „носом“, которым он для остановки ударялся в кусок доски, опиравшейся о мешок с песком. Вагончик этот весил 10 кг. Можно было придать вагончику скорость около 6 км в час, выше которой при ограниченности размеров комнаты и кольцевой трубы (диаметр кольца был 6,5 м) нельзя было идти. Но в разработанном мною проекте при трехверстной длине соленоидов на станции отправления скорость легко довести до 800 – 1000 км в час, а благодаря отсутствию воздуха в трубе и отсутствию трения о пол или потолок не надо тратить никакой энергии для ее поддержания.

Несмотря на большую стоимость сооружений и, в особенности, самой медной трубы, все же благодаря отсутствию трат на мощность для поддержания скорости, на каких-либо машинистов, кондукторов и т. п., стоимость километра – от нескольких тысячных до 1 – 2 сотых копейки; а пропускная способность двутрубного пути – 15 000 пассажиров или 10 000 тонн в сутки в одном направлении».

Источник: Я.И.Перельман. Занимательная физика. Книга 2.





Знаете ли вы?

Что такое магнитный винил?

Магнитный винил появился сравнительно недавно.
Магнитный винил представляет собой смесь специального полимера с магнитным порошком. 70-75% от общей массы занимает именно магнитный порошок -- феррит. По внешнему виду и на «ощупь» больше похож на обычную резину.
Чем толще лист винила, тем больше в нем феррита, тем сильнее он «прилипает» к железным поверхностям.

Магнитный винил обладает высокой износоустойчивостью; выдерживает большие перепады температуры (от −300°C до +800°C); не разрушается под действием влаги; обладает высокой прочностью; нетоксичен. Основные виды магнитного винила и его использование при производстве магнитов для холодильников, детских магнитиков, рекламной продукции: Иногда магнитный винил называют и магнитной резиной, и магнитной бумагой, магнитным полотном, гибким магнитом, эластичным магнитом, но все это одно и то же.
Магнитный винил широко используется при производстве магнитов для холодильников, детских магнитиков, рекламной продукции.


Любознательным

Автомобильная антенна

Почему антенны автомобильных радиоприемников устанавливаются снаружи и, как правило, вертикально? А можно ли установить антенну на ветровом стекле?

Оказывается...
Антенны АМ-радиостанций расположены вертикально. Если автомобильный приемник принимает прямой сигнал станции, то электрическое поле в этой радиоволне поляризовано вдоль передающей антенны, то есть вертикально. Для того чтобы мощность принимаемого сигнала была максимальна, приемная антенна тоже должна быть вертикальной.

Источник: «Физический фейерверк» Дж. Уокер




Устали? - Отдыхаем!

Вверх