Класс!ная физика

Занимательные фишки - 7 класс Занимательные фишки - 8 класс Занимательные фишки - 9 класс 10-11 класс Диафильмы по физике


Могут ли растения видеть?


Одноклеточные водоросли хламидомонады обладают механизмом, сходным со зрительной системой. Каждая водоросль покрыта прозрачной оболочкой, под которой располагается «глазок» — красное пигментное пятнышко, содержащее сложное химическое соединение — белок родопсин.

Родопсин, или зрительный пурпур, — это основной зрительный пигмент палочек сетчатки практически всех животных. Обладая исключительной светочувствительностью, молекула родопсина под влиянием солнечного света распадается, что приводит к возникновению электрического сигнала и вызывает возбуждение зрительного нерва.

Родопсин, обнаруженный у хламидомонад, позволяет водорослям отличать затененные участки водоема от хорошо освещенных и перемещаться при помощи пары жгутиков к максимально освещенным солнцем местам.


Источник: журнал "Вокруг света".









Знаете ли вы?

Первый метрополитен


«Метрополитен» в буквальном переводе означает главный город, столичный. А получил он такое название, видимо, потому, что впервые появился в столице Англии Лондоне в 1863 году. Сегодня потребность в подземном транспорте ощущают большинство городов-миллионников. Лондон уже в ту пору был крупнейшим — свыше двух миллионов жителей! — городом мира.




Первая линия лондонского метро протянулась всего на 3,6 километра. Обслуживали ее паровозы. Сама же дорога пролегала в тоннеле, как сказали бы сегодня, неглубокого заложения — всего в нескольких метрах от поверхности. Проложить его было нетрудно обычным вскрышным способом. Но и в таком качестве метро сразу заявило о себе.

Регулярность движения, большая пропускная способность, высокая эксплуатационная скорость — все эти несомненные преимущества дополняло еще одно не менее важное. Упрятанные под землю поезда освободили улицы города от лишнего транспорта. Неудивительно, что вскоре и другие города Европы поспешили перенять опыт лондонцев. В 1896 году метро строится в Будапеште, в 1898-м — в Вене, потом в Париже, Берлине...

Примерно в это же время осваивается и прокладка тоннелей глубокого заложения — до 30—50 метров. Новый способ позволял вести работы, не тревожа городскую застройку, прокладывать подземные дороги на разных уровнях. Понятно, что новое дело требовало и новой техники. И она уже была к этому времени создана.

В первой половине прошлого века английский инженер М. И. Брюнель изобрел проходческий щит, который позволял пробивать тоннели даже под руслами рек, Но, конечно, самые значительные изменения пришли в метро с переходом на электрическую тягу.

Исчезли дым и копоть, станции обрели опрятный современный вид. А усовершенствованная система управления позволила повысить скорость и интенсивность движения. Сегодня только один Московский метрополитен перевозит за год до 2 миллиардов пассажиров!

Источник: журнал «Юный техник»



Устали? - Отдыхаем!

Вверх