Класс!ная физика

Корабли Средневековья - диафильм по физике

Познавательный диафильм (а точнее диапозитивы) о кораблях Средневековья.

Год выпуска: 1984г.
Лодьи и джонки, дракары и нефы - что это?



Внимание! Включен автопоказ. Для остановки и ручного переключения кадров наведите курсор на "стрелку".

Текст к диапозитивам:

В Средние века был освоен ряд технических новшеств: железный топор, ветряная мельница и т.д., а в судостроении стали применять железные гвозди и штыри. В 8-9 веке в районе Средиземноморья входит в употребление латинский парус (треугольный). Он получил широкое распространение, т.к. позволял кораблю идти против ветра.

После распада Римской империи в образовавшемся на ее территории Византийском государстве о судоходстве нам известно немного. Византийцы, конечно, использовали опыт римлян. Византийский флот был довольно сильным, он состоял из дромонов (рис. 4) - судов с двумя рядами весел, оснащенных катапультой и двумя мачтами.

Средиземноморские дромоны сперва несли четырехугольные (прямые), а позднее - латинские (треугольные) паруса. По типу этих судов был создан североевропейский дромон.

В Северной Европе в 8-11 веках господствовали смелые и воинственные викинги. Их корабли (рис. 2) имели киль, к которому крепились шпангоуты. Обшивка делалась внакрой, и к шпангоутам ее крепили при помощи металлических штырей и кожаных шнуров, а друг с другом доски соединялись железными гвоздями. Нос и корма имели одинаковый профиль, что позволяло идти на веслах в любом направлении, не разворачиваясь. В верхней части обшивки делались отверстия, в которых крепились весла. На мачте, установленной посредине, поднимали четырехугольный парус. Рулем служило большое весло, прикрепленное сбоку ахтерштевня при помощи стропа. Большие корабли викингов достигали 30-40 метров в длину, имели 30, а возможно и 60, весел с каждого борта и назывались дракарами или драконами.

Как хорошие мореходы славились и руссы. Известно, что восточные славяне стали совершать свои плавания по Черному и Средиземному морям уже в 6-8 веках.



В 30-х годах 9 века появляются первые сведения о древнерусском государстве в области среднего Приднепровья. Основным кораблем руссов в то время была боевая лодья или ладья (рис. 1) - довольно большое судно, на котором размещалось 40-50 и более человек. Лодья несла большой холщевый парус, богато орнаментированный. Гребцы укрывались от солнца и непогоды под навесом. Щиты воинов крепились по бокам лодьи. Плавания русских по Черному морю становятся обычными, и скоро море получает название Русского моря, которое сохраняется за ним на протяжении почти всего Средневековья.

Самым древним кораблем Китая была джонка (рис 5). На этих судах в 10 веке рулевые весла были заменены навесным рулем.

Особенно богатым на нововведения в области судоходства был 13 век. В Европе появляются первые целиком парусные суда - нефы. На нефе были округленные в носовой части и прямые на корме высоко поднятые штевни с ассиметричными надстройками. Они делались, вероятно, для размещения рыцарей, использовавших подобные суда в крестовых походах. Бортовые ограждения надстроек украшались гербовыми щитами рыцарей. Применение на этих кораблях навесного руля, а также увеличение осадки и грузоподъемности судна, позволило уверенно использовать для продвижения боковые ветры (рис. 10). Такой корабль мог брать на борт 500 воинов, 50 лошадей и много груза.

В том же 13 веке почти повсеместно стали применять компас. Тогда же были созданы первые пилы для продольного разрезания бревен на доски, тогда как ранее они вытесывались из цельного ствола дерева.

В 13 веке на морских путях господствуют Венеция, Генуя, Пиза, создавшие крупнейшие в мире торговые флоты. Их торговые суда сдавались в аренду многим странам. В то же время на морских путях можно было встретить типичное средиземноморское каботажное судно с одной мачтой и косым латинским парусом (рис. 8). Управлялось оно двумя рулевыми веслами. Более крупными были генуэзский торговый корабль и венецианское двухмачтовое грузовое судно. Они также назывались нефами или гатами.

Сформировавшийся в 13-14 веках торговый союз северо-немецких городов - Ганза - послужил толчком к созданию больших (грузоподъемностью до 200 тонн), высокобортных, палубных, одномачтовых судов с большим (180-200 кв. метров) прямым парусом (рис. 11). Назывались они коггами. Эти суда оказали большое влияние на развитие парусного судостроения Северной Европы.

В 14 веке из-за необходимости быстрых и безопасных перевозок огромной массы грузов появились большие парусные суда. Их дальнейшему совершенствованию способствовало изобретение огнестрельного оружия. Чтобы оснастить флот артиллерией корпус и палубу судов надо было делать более прочными.

Округляется корпус больших грузовых судов. Парусное вооружение судов улучшается благодаря введению маленькой фок-мачты, наклоненной к форштевню. Появляется второй ярус парусов на фок-мачте и грот-мачте. На бизани поднимается косой латинский парус, что повышает маневренность судна. На главном парусе обычно изображается герб города-владельца, а на фальшботах каслей - стилизованный орнамент. Такими были почти все суда Северной Европы.

На топах мачт устанавливались большие площадки - марсы, предназначенные для размещения стрелков из лука, арбалета, а позднее и огнестрельного оружия. Чтобы облегчить управление судном, была усовершенствована проводка стоячего и бегучего такелажа, ванты снабжены выбленками, впервые появившимися на севере.

К концу 14 - началу 15 века большие суда начали строить с тремя и даже четырьмя мачтами с прямыми парусами, малые - с латинскими (рис. 12). Военные суда - галеры - оснащались латинскими парусами.
С такими кораблями мир вступил в эпоху Великих географических открытий.








Вверх