Класс!ная физика



Физика и секреты художников

07.10.2017

Искусство скрывает в себе много тайн, но ученые с помощью новых методов и приборов находят объяснения все большему числу секретов.


Рентген и папирусы из Помпей

Физики нашли способ прочитать папирусы из Помпей при помощи рентгена. Благодаря новой методике "просвечивания" папирусных свитков из уникальной древнеримской библиотеки папирусов, погребенной под толщей вулканического пепла в Помпеях и обнаруженной в 1752 году, стало возможным прочитать их изнутри, не разворачивая и не подвергая опасности уничтожения.

Историки неоднократно пытались развернуть наименее поврежденные и обугленные папирусы. Большая часть таких попыток заканчивалась тем, что манускрипты были необратимо разрушены, а их текст был прочитан лишь частично.

Главная "физическая" проблема при прочтении папирусов заключается в том, что главным компонентом чернил, которыми пользовались древние греки и римляне, была сажа, чьи частицы сложно отличить от спекшейся материи папируса. Ученые заметили, что частички сажи в чернилах и обугленная бумага по-разному преломляют рентгеновские лучи.

Поэтому удалось просветить папирусы при помощи фазоконтрастного рентгеновского томографа и получить точный трехмерный слепок папируса со всеми его слоями, затем развернуть виртуальный папирус и распознать слова и буквы на греческом языке.


Хроматографы и мумии Древнего Египта

Одним из самых значительных открытий стало раскрытие секрета бальзамирующего состава, который египетские кудесники использовали для подготовки мумии умерших фараонов.

Секреты мумификации Древнего Египта были раскрыты благодаря двум приборам - газовому хроматографу и масс-спектометру. Используя эти устройства, физики нашли в саванах мумий следы камеди фисташкового дерева, животных жиров, пчелиного воска, масла из морских губок, а также смол и экстрактов из коры мирта и многих других растений. Состав бальзамирующей жидкости менялся от династии к династии, что позволяет достаточно точно определять возраст и эпоху захоронения мумии даже в том случае, когда других источников информации о ней нет.


Ядерные испытания и картина Фернана Леже

С помощью новейших методов физикам удалось разоблачить подделку картины знаменитого французского художника-модерниста Фернана Леже. Картина считается частью серии "Контраст форм", написанной художником в 1913-14 годах, но с 1970-х годов возникли сомнения в ее подлинности.

Физики использовали для разоблачения подделки так называемый "бомбовый пик" радиоуглерода. Дело в том, что в середине XX века ядерные державы активно проводили ядерные испытания в атмосфере и в океане до их запрета в 1963 году. Одним из побочных эффектов этого стало повышение концентрации радиоактивного углерода-14 в атмосфере. Она достигла своего пика в 1963-65 годах и с прекращением испытаний вернулась в норму. Из атмосферы радиоуглерод в больших количествах попал и в живые организмы — в том числе хлопок и лен, которые используются при производстве холстов для картин.

Эксперты музея взяли для анализа небольшой участок холста, на котором не было краски. Затем физики проанализировали содержание в нем радиоуглерода методом ускорительной масс-спектрометрии. Сравнив уровень радиоуглерода в холсте с кривой бомбового пика, они обнаружили, что содержание углерода-14 в хлопке было намного большим, чем если бы он был выращен до ядерных испытаний середины XX века.

Теперь никто не сомневается в том, что хлопок, из которого сделана холст картины, был собран не ранее 1959 года — то есть через четыре года после смерти Леже.


Изобретения Рембрандта ван Рейна

Великий голландский живописец Рембрандт ван Рейн может войти в историю не только как художник, но и как хитроумный изобретатель, использовавший последние достижения физики для облегчения своей работы.

Физики обратили внимание на то, что пропорции тела и головы Рембрандта на всех его автопортретах и "вставках" в другие картины неестественны, что очень странно, учитывая талант живописца. Кроме того, художник смотрит не прямо на зрителя, а в сторону, что крайне сложно написать, так как живописцу приходится смотреть на себя в зеркало.

По мнению ученых, эти странности возникли из-за того, что Рембрандт пользовался проекторами – набором из линз, выгнутых зеркал и камер-обскур, которые позволяли ему выводить свое отражение прямо на холст. Физики сконструировали несколько таких "проекторов" и получили то же искажение пропорций, что и на картинах Рембрандта.

Исследователь Фрэнсис О'Нила считает, что все художники Голландии пользовались такими приборами, и они никого не удивляли.


Всевидящий рентген и многослойные шедевры

Одна из картин известного французского импрессиониста Эдгара Дега, "Портрет женщины", давно привлекал внимание искусствоведов тем, что через нее постепенно проступает другой портрет. Используя новые виды рентгеновских сканеров, физики смогли "промотать время вперед" и узнать, кто изображен на этом портрете.

Методика "проявки" картины основывалась на простом наблюдении – каждая краска содержит в себе уникальный набор химических элементов.

Ученые составили карты распределения свинца и цинка (белый цвет), хрома (зеленый цвет), меди и кобальта (синий цвет) и других элементов, входящих в состав прочих красок. Затем они наложили эти карты друг на друга, и оказалось, что на холсте ранее была изображена известная натурщица Дега. Почему он решил закрасить ее и написать поверх портрет неизвестной женщины, остается загадкой.

Скрытый портрет в картине Дега, был восстановлен по картам распределения разных металлов на холсте.
Похожим, хотя и не таким высокотехнологичным способом ученые находили и реконструировали скрытые портреты и картины на полотнах Рембрандта, Ван Гога, Малевича и других известных художников.





Устали? - Отдыхаем!

Вверх