Класс!ная физика



Корабль под летающим парусом

Грузовое судно Beluga SkySails, оборудованное необычным летающим парусом, завершило свой первый двухнедельный трансатлантический переход, испытав в реальном рейсе экзотический вариант движителя. Парящий парус используется для экономии топлива и запускается на высоту в сотни метров и управляется компьютером.

А по замыслу компании SkySails летающий парус, не заменяющий ДВС, а лишь помогающий дизелю, может заметно сократить расход горючего, оставаясь при этом сравнительно компактной и простой в обращении системой, которую можно смонтировать на любом судне.

Летающий парус-крыло, с площадью впятеро большей, чем у обычного параплана, был выпущен в небо вблизи Азорских островов. Судно, развивая полный ход с меньшей нагрузкой на двигатель, сократило расход топлива на 10-14%. Летающий парус может быть использован при ветре, лежащем в диапазоне от лёгкого бриза до почти штормового ( от 3 до 8 баллов).

Система работает с большими углами между направлением ветра и курсом корабля. А на высоте, к примеру, в 200 метров, парус данного размера может обеспечить вдвое большую тягу, чем он же на 10-метровой высоте (как классическое парусное вооружение на мачтах).






Знаете ли вы?

Древние ветроходы

История использования парусов не только на воде, но и на суше уходит в далекое прошлое.

В 1935 году археологи при раскопках храма Птоломея около местечка Мединет Мади обнаружили древний «ветроход», который принадлежал египетскому фараону Аменехмету III (19 век до н. э.). Это была ладья на четырех деревянных колесах, где на две четырехметровые мачты натягивались паруса. В этой парусной ладье, движимой ветром, фараон путешествовал через пустыню.

В 907 году во времена похода киевского князя Олега на Византию повелел Олег своим воинам поставить на колеса корабли, надулись ветром паруса, и помчались корабли к городу. Дикий ужас обуял противника, когда он увидел русский парусный флот, мчавшийся по суше на всех парусах.

Есть сведения, что в древности наши предки устанавливали свои парусные суда на колеса, чтобы перевести их из одного водного бассейна в другой. Например, по степи из Волги на Дон и обратно.

В 15 веке итальянец Вальтуриа построил такую тележку с двумя мельничными ветряными колесами.
Голландец Томас Вилдюс оснастил свою повозку не только ветряным колесом, но и сильной пружиной. При безветрии пружина сообщала экипажу поступательное движение.

Были и такие экипажи, у которых двухлопастное мельничное колесо при помощи кривошипного устройства и качающейся перекладины двигало две пары «ног». Когда дул добрый ветер, «ноги», поочередно упираясь в землю, толкали экипаж.

Симон Стевин в 1600 году соорудил свой первый четырехколесный сухопутный парусник, прозванный вскоре «гаагским чудом», который управлялся т длинным рычагом, поворачивавшим заднюю ось.

Стевин организовал даже регулярное сообщение на голландском побережье между Шевенингеном и Петтеном (на расстоянии свыше 60 км). Повозки вмещали больше двадцати пассажиров и развивали скорость около 30 км/ч.

В русских документах 17 века Записано: "Ивашка Культыгин, задумал сани с парусом, и ездить они без лошади могут. Катался Ивашка на них по пустырям ночью. ... Сани сожгли, а Ивашку батогами нещадно били".

В 1826 году два ветрохода курсировали в Англии по побережью из Лондона до Бристоля, развивая скорость при хорошем ветре скорость до 30 км/ч.

В 1834 году в Париже была продемонстрирована парусная карета «Эольен» - сухопутноый парусный дилижанс. Повозка имела закрытый салон, открытую прогулочную веранду, была оснащена тремя мачтами и передними управляемыми колесами.

Во времена первых железных дорог в прибрежных районах Канады по рельсам катались вагоны без локомотивов, оснащенные мачтами и парусами. Они вмещали 70 пассажиров и развивали скорость до 50 км/ч.

Но все сухопутные корабли имели огромный недостаток. Они могли двигаться по гладкой поверхности и при сильном ветре. В безветрие или вдали от побережья в парусные повозки впрягали пару лошадей, которые и вывозили пассажиров на открытые участки пути.

20 век в корне изменил облик «ветроходов». Сегодня это легкие спортивные одноместные колесные яхты. В нашей стране они обычно переделываются из буеров. В 1960 году была создана Международная федерация песчаных яхт. С тех пор на них регулярно проводятся открытые первенства. Масса современной спортивной колесной яхты составляет около 100-150 кг. Площадь парусов от 5 до 30 м2. Высота мачты 5- 6 м, а средняя скорость при хорошем ветре 70— 80 км/ч.

В наши дни автомобильный конструктор Ричард Дженкинс из фирмы Greenbird уверяет, что автомобиль с парусом, двигаясь по земле, может достичь скорости в 202.9 километра в час. Такой скорости он достиг весной 2009-го года в пустыне на озере Иванпах в США.

Источник: по материалам pandia.ru



Устали? - Отдыхаем!

Вверх