Класс!ная физика



Стеклянная гармоника - музыка сфер. Научные игрушки

12.2014

А Вы слышали о стеклянных музыкальных инструментах?
А может быть даже слышали их экзотические, не от мира сего звуки?
Редкие и необычные с виду стеклянные музыкальные инструменты обладают проникновенным и чарующим звучанием.
Стеклянные музыкальные инструменты имеют еще одно название - кристаллофоны.
К ним относятся стеклянная арфа (ангельский орган), стеклянная гармоника, веррофон и стеклянная флейта.
Первый стеклянный музыкальный инструмент - «звучащее стекло» появился когда-то на Ближнем Востоке.

А начиналось все с изобретения стекла!
Составив несколько десятков стаканов из тонкого стекла и наполнив их водой, музыканты, водили по краю стаканов влажными пальцами и извлекали чудесные, небесной красоты звуки. Звук менялся в зависимости от уровня воды в стакане, его размеров и формы.
Так в 17 веке в Европе появилась сначала стеклянная арфа, а затем и стеклянная гармоника.

А помог появлению стеклянной гармоники в ее привычной для нас форме известный изобретатель, ученый и дипломат Бенджамин Франклин. Приехав в Англию, он увидел игру на стеклянной арфе, состоящей из множества бокалов с водой, и занялся ее усовершенствованием.

Стаканчики Франклин заменил полусферическими чашечками, нанизанными на железный вал.
Именно Франклин и считается изобретателем стеклянной гармоники.

В итоге в 1761 году состоялся первый публичный концерт для стеклянной гармоники.
Выдающиеся композиторы того времени - Бетховен, Моцарт, Р. Штраус, Берлиоз, Рубинштейн писали произведения для стеклянной гармоники. Звучанием гармоники восхищались Гёте, Шиллер, Паганини. Стеклянную гармонику стали включать в симфонические оркестры.

И русские мастера музыки «уважали» стеклянную гармонику. А. Рубинштейн пытался в «Демоне» с помощью стеклянной гармоники создать ощущение таинственного звучания оркестра, а М. Глинка в своей опере «Руслан и Людмила» озвучивал колдовские чары Черномора.

Успех был полный!

Находчивыми фармацевтами было разработано множество рецептов увлажняющей жидкости для стеклянной гармоники. Виртуозы-исполнители хранили составы растворов для смачивания чашечек и пальцев в строгом секрете.

Некоторые, однако, считали стеклянную гармонику «демоническим инструментом». В те времена существовало мнение, что звуки гармоники негативно сказываются на душевном состоянии людей и приводят к расстройству рассудка не только у слушателей, но и у исполнителей. Изобретатели пытались устранить вредную для рук музыкантов вибрацию при игре на стеклянной гармонике и предлагали даже использование смычка или молоточков вместо пальцев. Дошло до того, что кое-где в Германии стеклянная гармоника была запрещена.

Триумф стеклянной гармоники продлился лишь до середины 19 века. Достаточно тихое звучание инструмента и отсутствие нынешних усилителей звука не позволило применить его в больших концертных залах.

Как же устроена стеклянная гармоника?

На длинный металлический стержень насаживаются друг за другом постепенно уменьшающиеся в диаметре хрупкие стеклянные чашечки-полусферы. Стержень укрепляется на открытом сверху деревянном ящике-резонаторе, заполненном обычно смесью воды и уксуса. Стеклянные сферы, а их в гармонике тридцать семь, погружаются в жидкость лишь наполовину.

Звук возникает в результате трения кончиков пальцев музыканта о влажные стеклянные сферы, хотя при игре на стеклянной гармонике можно извлекать звук и трением, и ударом.

Диапазон стеклянной гармоники составляет от 2-х до 4-х октав. По своим музыкальным возможностям стеклянная гармоника близка к клавишному инструменту.

Бенджамин Франклин создал ножной привод к вращающейся оси со стеклянными полусферами, и вращение оси стало осуществляться с помощью педали.

Кстати, изобретенная непосредственно Б. Франклином стеклянная гармоника до сих пор хранится в музее Миннеаполиса (США). Остальные гармоники, сохранившиеся с 17-19 веков, также стали музейными экспонатами.

С середины 20 века музыканты вновь стали использовать стеклянную гармонику, а Г. Финкенбайнер по чертежам Б. Франклина сумел изготовить этот инструмент.
К сожалению, в наши дни остались всего лишь несколько мастеров, которые могут взяться за ее изготовление.

В настоящее время у нас в России создан необычный коллектив — «Хрустальная гармония». Это трио исполняет музыку на стекле! Музыкальные инструменты этого коллектива — стеклянная арфа и веррофон.

Веррофон – одна из разновидностей «стеклянных стаканчиков», созданная во второй половине 20 века немецким мастером С. Рекертом. Внешне он больше похож на стеклянный орган. На деревянной основе крепятся вертикально одинаковые по диаметру, но разные по высоте, стеклянные трубки, наполненные водой. Проводя пальцами по кромкам трубок, музыканты извлекают звуки.
Все произведения, написанные для стеклянной гармоники, могут легко исполняться на веррофоне.

Стеклянная арфа - состоит из стоящих и наполненных водой хрустальных бокалов. Вроде бы все просто: собрал набор бокалов и играй, но только стекольных дел мастер знает, как сделать настоящий поющий бокал, и только истинный музыкант своей игрой завладеет Вашей душой.





Устали? - Отдыхаем!

Вверх