Класс!ная физика



Занимательная физика. Перельман Я.И.


Страницы из книги «Занимательная физика», авт. Я.И. Перельман

Глава 1. Книга 1. Скорость. Сложение движений
Как быстро мы движемся?
Погоня за временем.
Тысячная доля секунды

Лупа времени.
Когда мы движемся вокруг Солнца быстрее - днем или ночью?

Загадки колеса.
Самая медленная часть колеса.
Задача не шутка

Откуда плыла лодка?

Глава 2. Книга 1. Тяжесть, вес, рычаг, давление
Встаньте!
Ходьба и бег.
Как надо прыгать из движущегося вагона?

Поймать пулю руками.
Арбуз-бомба

На платформе весов.
Где вещи тяжелее?

Вес тела при падении.
Верно взвесить на неверных весах

Из пушки на Луну
Как Жюль Верн описал путешествие на Луну
Сильнее самого себя.
Почему предметы колючи?

Наподобие Левиафана

Глава 3. Книга 1. Сопротивление среды
Пуля и воздух.
Сверхдальняя стрельба

Живые планеры.
Почему взлетает бумажный змей?

Летание у растений.
Затяжной прыжок

Бумеранг

Глава 4. Книга 1. Вращение и вечные двигатели
Вареное или сырое
Колесо смеха

Чернильные вихри
Обманутое растение

Вечные двигатели.
Зацепочка.
Аккумулятор Уфимцева

Чудо и не чудо. Вечные двигатели
Вечный двигатель времен Петра I

Глава 5. Книга 1. Свойства газов и жидкостей
Задача о двух кофейниках.
Чего не знали древние? Римский водопровод
Жидкости давят... вверх!
Что тяжелее

Естественная форма жидкости.
Почему дробь круглая?
“Бездонный” бокал

Любопытная особенность керосина.
Копейка, которая в воде не тонет

Вода в решете
Пена на службе техники.
Мнимый “вечный” двигатель

Мыльные пузыри
Что тоньше всего.
Сухим из воды

Как мы пьем?
Улучшенная воронка.
Тонна дерева и тонна железа

Человек, который ничего не весил
“Вечные” часы

Глава 6. Книга 1. Тепловые явления
Когда железная дорога длиннее?
Безнаказанное хищение
Высота Эйфелевой башни.
От чайного стакана к водомерной трубке

Легенда о сапоге в бане.
Как устраивались чудеса

Часы без завода
Поучительная папироса.
Лед, не тающий в кипятке.
На лед или под лед

Почему дует от закрытого окна.
Таинственная вертушка.
Греет ли шуба?

Какое время года у нас под ногами
Бумажная кастрюля

Почему лед скользкий?
Задача о ледяных сосульках

Глава 7. Книга 1. Лучи света
Пойманные тени
Цыпленок в яйце.
Задача о солнечном восходе

Карикатурные фотографии

Глава 8. Книга 1. Отражение и преломление света
Видеть сквозь стены
Говорящая голова.
Впереди или сзади?
Рисование перед зеркалом
Можно ли видеть зеркало?
Кого мы видим в зеркале?
Полет вороны

Расчетливая поспешность
О калейдоскопе
Дворцы иллюзии и миражей
Как преломляется свет?
Когда длинный путь проходится быстрее, чем короткий?
Новые Робинзоны
Огонь с помощью льда
С помощью солнца
О миражах
“Зеленый луч”

Глава 9. Книга 1. Зрение одним и двумя глазами
Когда не было фотографии.
Странное действие увеличительного стекла.
Лучшее место в кинотеатре

Чего многие не умеют?
Рассматривание фотографий.
Как надо держать фотографию?
Увеличение фотографий.
Зрение тремя глазами.
Живые портреты

Совет читателям иллюстрированных журналов.
Рассматривание картин.
Вселенная в стереоскопе

Что такое стереоскоп?
Наш естественный стереоскоп
Одним или двумя глазами.
Простой способ определить подделку
Зрение великанов
Стереоскопический блеск.
Зрение при быстром движении
Сквозь цветные очки.
Чудеса теней.
Высота книги
Неожиданные превращения окраски.
Размеры башенных часов

Белое и черное.
Какая буква чернее?
Воткнутые линии и другие обманы зрения
Как видят близорукие

Глава 10. Книга 1. Звук и слух
Как искать эхо?
Звук измеряет.
Звуковые зеркала

Звуки в театральном зале.
Чудеса чревовещания

Эхо со дна моря.
Слуховые обманы

Жужжание насекомых.
Где стрекочет кузнечик?
Курьезы слуха

Глава 7. Книга 2. Тепловые явления
Веер.
Горячее дыхание пустыни.
Греет ли вуаль?
Ледник безо льда

Охлаждающие кувшины.
Какую жару мы способны переносить

Почему пламя не гаснет само собой?
Почему вода гасит огонь?
Как тушат огонь с помощью огня?

Можно ли воду вскипятить кипятком?
Можно ли воду вскипятить снегом?
Горячий лед

Суп из барометра. Холод из угля
Всегда ли кипяток горяч?


Из предисловия автора

В этой книге автор стремится не столько сообщить читателю новые знания, сколько помочь ему “узнать то, что он знает”, т. е. углубить и оживить уже имеющиеся у него основные сведения из физики, научить сознательно ими распоряжаться и побудить к разностороннему их применению. Достигается это рассмотрением пестрого ряда головоломок, замысловатых вопросов, занимательных рассказов, забавных задач, парадоксов и неожиданных сопоставлений из области физики, относящихся к кругу повседневных явлений или черпаемых из общеизвестных произведений научно-фантастической беллетристики. Материалом последнего рода составитель пользовался особенно широко, считая его наиболее соответствующим целям сборника: приведены отрывки из романов и рассказов Жюля Верна, Уэллса, Марка Твена и др. Описываемые в них фантастические опыты, помимо их заманчивости, могут и при преподавании играть немаловажную роль в качестве живых иллюстраций.

Составитель старался, насколько мог, придавать изложению внешне интересную форму, сообщать привлекательность предмету. Он руководился той психологической аксиомой, что интерес к предмету повышает внимание, облегчает понимание и, следовательно, способствует более сознательному и прочному усвоению.

Вопреки обычаю, установившемуся для подобного рода сборников, в “Занимательной физике” весьма мало места отводится описанию забавных и эффектных физических опытов. Эта книга имеет иное назначение, нежели сборники, предлагающие материал для экспериментирования. Главная цель “Занимательной физики” — возбудить деятельность научного воображения, приучить читателя мыслить в духе физической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации физических знаний с самыми разнородными явлениями жизни, со всем тем, с чем он обычно входит в соприкосновение. Установка, которой составитель старался придерживаться при переработке книги, была дана В. И. Лениным в следующих словах: “Популярный писатель подводит читателя к глубокой мысли, к глубокому учению, исходя из самых простых и общеизвестных данных, указывая при помощи несложных рассуждений или удачно выбранных примеров главные выводы из этих данных, наталкивая думающего читателя на дальнейшие и дальнейшие вопросы. Популярный писатель не предполагает не думающего, не желающего или не умеющего думать читателя, — напротив, он предполагает в неразвитом читателе серьезное намерение работать головой и помогает ему делать эту серьезную и трудную работу, ведет его, помогая ему делать первые шаги и уча идти дальше самостоятельно”.

Ввиду интереса, проявляемого читателями к истории этой книги, приводим некоторые библиографические данные о ней.

“Занимательная физика” “родилась” четверть века назад и была первенцем в многочисленной книжной семье ее автора, насчитывающей сейчас несколько десятков членов.

“Занимательной физике” посчастливилось проникнуть — как свидетельствуют письма читателей — в самые глухие уголки Союза.

Значительное распространение книги, свидетельствующее о живом интересе широких кругов к физическим знаниям, налагает на автора серьезную ответственность за качество ее материала. Сознанием этой ответственности объясняются многочисленные изменения и дополнения в тексте “Занимательной физики” при повторных изданиях. Книга, можно сказать, писалась в течение всех 25 лет ее существования. В последнем издании от текста первого сохранена едва половина, а от иллюстраций — почти ни одной.

К автору поступали от иных читателей просьбы воздерживаться от переработки текста, чтобы не вынуждать их “из-за десятка новых страниц приобретать каждое повторное издание”. Едва ли подобные соображения могут освободить автора от обязанности всемерно улучшать свой труд. “Занимательная физика” не художественное произведение, а сочинение научное, хотя и популярное. Ее предмет — физика — даже в начальных своих основаниях непрестанно обогащается свежим материалом, и книга должна периодически включать его в свой текст.

С другой стороны, приходится нередко слышать упреки в том, что “Занимательная физика” не уделяет места таким темам, как новейшие успехи радиотехники, расщепление атомного ядра, современные физические теории и т. п. Упреки такого рода — плод недоразумения. “Занимательная физика” имеет вполне определенную целевую установку; рассмотрение же этих вопросов — задача иных сочинений.

К “Занимательной физике”, помимо второй ее книги, примыкает и несколько других сочинений того же автора. Одно предназначено для сравнительно мало подготовленного читателя, еще не приступавшего к систематическому изучению физики, и озаглавлено “Физика на каждом шагу” (издание “Детиздата”). Два других, напротив, имеют в виду тех, кто уже закончил изучение среднешкольного курса физики. Это — “Занимательная механика” и “Знаете ли вы физику?”. Последняя книга является как бы завершением “Занимательной физики”.

1936 г. Я. Перельман




Устали? - Отдыхаем!

Вверх