BHИMAHИE! Тeмы "ЦOP 7-9 клacc к уроку" ecть в фopмaтe PDF и SWF!
Возможный вариант просмотра SWF-файлов: скачать адобовский флэш-плейер flashplayer_32 скачать здесь. Положить его на рабочий стол компа (или закачать на флэшку и подключить ее к компу). Кликнуть по ссылке нужный ЦОР со страницы сайта, открыть скаченный файл. Приятного просмотра!
Знанием скорости распространения звука в воздухе можно иной раз пользоваться для измерения расстояния до недоступного предмета. Такой случай описан Жюлем Верном в романе “Путешествие к центру Земли”. Во время подземных странствий два путешественника — профессор и его племянник — потеряли друг друга.
Когда, наконец, им удалось издали обменяться голосами, между ними произошел такой
разговор:
— “Дядя! — крикнул я (рассказ ведет племянник).
— Что, дитя мое? — услышал я спустя некоторое время.
— Прежде всего, как далеко мы друг от друга?
— Это не трудно узнать.
— Ваш хронометр цел?
— Да.
— Возьмите его в руки. Произнесите мое имя и точно заметьте секунду,
когда начнете говорить. Я повторю имя, как только звук дойдет до
меня, и вы тоже заметьте момент, когда до вас дойдет мой ответ.
— Хорошо. Тогда половина времени, прошедшего между сигналами и ответом,
покажет, сколько секунд употребляет звук, чтобы дойти до тебя. Ты
готов?
— Да.
— Внимание! Я произношу твое имя.
Я приложил ухо к стене. Как только слово “Аксель” (имя рассказчика)
достигло моего слуха, я немедленно повторил его и стал ждать.
— Сорок секунд, — сказал дядя, — следовательно, звук дошел до меня
в 20 секунд. А так как звук проходит в секунду одну треть километра,
то это отвечает расстоянию почти в семь километров”.
Если вы хорошо поняли то, что рассказано в этом отрывке, вам легко будет самостоятельно решить такую задачу: я услышал свисток отдаленного паровоза спустя полторы секунды после того, как заметил белый дымок, которым был вызван этот звук; на каком расстоянии я находился от паровоза?
Стена леса, высокий забор, строение, гора — всякая вообще преграда, отражающая эхо, есть не что иное, как зеркало для звука; она отражает звук так же, как плоское зеркало отражает свет.
Рис. 151. Звуковые вогнутые зеркала.
Звуковые зеркала бывают не только плоские, но и
кривые. Вогнутое звуковое зеркало действует как рефлектор: сосредоточивает
“звуковые лучи” в своем фокусе.
Две глубокие тарелки дают возможность проделать любопытный опыт
этого рода. Поставьте одну тарелку на стол и в нескольких сантиметрах
от ее дна держите карманные часы.
Другую тарелку держите у головы,
близ уха, как изображено на рис. 151. Если положение часов, уха
и тарелок найдено правильно (это удается после ряда проб), вы услышите
тиканье часов, словно исходящее от той тарелки, которую вы держите
у головы. Иллюзия усиливается, если закрыть глаза: тогда положительно
нельзя определить по слуху, в какой руке часы — в правой или в левой.
Рис. 152. Звуковые диковинки в древнем замке — говорящие бюсты.
(Из книги Афанасия Кирхера, 1560 г.).
Строители средневековых замков нередко создавали
такие звуковые курьезы, помещая бюсты либо в фокусе вогнутого звукового
зеркала, либо у конца говорной трубы, искусно скрытой в стене.
На рис. 152, заимствованном из старинной книги XVI века, можно видеть
эти хитроумные приспособления: потолок в форме свода направляет
к губам бюста звуки, приносимые извне говорной трубой; огромные
говорные трубы, замурованные в здании, приносят разнообразные звуки
со двора к каменным бюстам, размещенным у стен одной из зал, и т.
п. Посетителю такой галереи казалось, что мраморные бюсты шепчут,
напевают и т. п.
... Физикам удалось создать «суперлинзы», собирающие световые лучи в гораздо более узкий пучок, чем это разрешается законами оптической дифракции, что позволило различать точки, расположенные всего в нескольких десятках нанометров друг от друга. Метаматериалы, применяемые при изготовлении «суперлинз», имеют отрицательный показатель преломления, т.е. представляют собой «левые» оптические среды, в которых диэлектрическая постоянная и магнитная проницаемость отрицательны.