Класс!ная физика



Паровоз Черепановых

В России первый оригинальный паровоз был построен в 1833 году отцом и сыном Черепановыми. Отец Ефим Алексеевич Черепанов происходил из крепостных уральских заводчиков Демидовых.

Талантливый самородок к моменту постройки паровоза уже одиннадцать лет проработал главным механиком Нижнетагильских заводов, успел поучиться в Европе и соорудить множество разных паровых машин.

В 1821 году в Англии он впервые увидел рельсовую дорогу с паровой тягой и "заболел" этой идеей. Позже, в 1833 г., в Англии побывает и сын Е. Черепанова Мирон, познакомившийся там со стефенсоновской «Ракетой».

.............

Собственный "сухопутный пароход" отец и сын Черепановы смогли построить только в 1834 году.

Большинство описаний и чертежи были со временем безвозвратно утеряны, сохранился всего один рисунок, по которому реконструирован внешний вид паровоза.

Паровоз Черепановых имел котел длиной 1,7 метра и диаметром 0,4 метра с 80 паро-образовательными медными трубками", двумя паровыми цилиндрами мощностью по 16 лошадиных сил каждый. К котлу примыкал небольшой "фургончик" (тендер) с запасом дров и воды, а также прицепной открытый вагончик для желающих прокатиться. Скорость паровоза достигала 13-15 верст в час, он мог перевозить груз весом до 200 пудов (3,2 тонны) на участке рельсового пути протяженностью в одну версту.

Паровоз Черепановых начал перевозить руду на заводы. Первая в России уральская железная дорога имела протяженность всего восемьсот метров. Паровоз Черепановых возил поезда с рудой весом более 200 пудов (3,2 т) со скоростью 12—13 вёрст в час (13—14 км/час). Нижнетагильская железная дорога заработала на два года раньше Царскосельской, которую официально считают первой в России.

Через год отец и сын построили второй, более мощный паровоз, предназначенный для практических целей - доставки медной руды с рудника на Выйский медеплавильный завод. Он уже мог перевозить до 16 тонн грузов.

Всего Черепановыми было построено около 20 паровых машин для заводских и транспортных нужд мощностью от 2 до 60 лошадиных сил. Причем первая паровая машина была создана Е.А. Черепановым совершенно самостоятельно еще в 1820 году, т.е. до его поездки за границу.

В настоящее время уральские инженеры пытаются построить действующую модель паровоза Черепановых.

В первой половине 19 века паровозы в Россию, в основном, ввозились из-за рубежа. Cерийное производство было налажено только в 1870-е годы. А до этого, с 1845 года в России производилось небольшое количество паровозов иностранной разработки.





Устали? - Отдыхаем!

Вверх