Класс!ная физика



Секрет этрусских зеркал

Интересно, что до сих пор ученые сомневаются в прочтении древних этрусских текстов, сопровождающих рисунки, выполненные на бронзовых зеркалах. Надписи на этрусских зеркалах выполнены скорописью. Кажется, что мастер намеренно исказил написание букв, чтобы затруднить чтение непосвященным. Действительно, даже прочитав этрусские надписи, нелегко иной раз понять то или иное слово.



Этрусские зеркала с изображениями на мифологические сюжеты.

Особенности надписей состоят в том, что на одних зеркалах текст может читаться справа налево, а на других - слева направо, буквы нередко поворачиваются в сторону, противоположную направлению чтения, или вверх ногами, вместо одних букв пишутся другие.

Справедливо предположить, что художники могли быть и неграмотными. Как же в таком случае он мог выполнить надпись, характеризующую сюжет, изображенный на зеркале? Копированием надписи, отражающейся на поверхности нового зеркала с другого старого зеркала!

Для этого достаточно было поставить образец вертикально к поверхности нового зеркала и оставалось бы лишь обвести буквы и рисунок острым резцом, процарапать на бронзе. Так, с зеркала на зеркало переносились надписи целиком или по частям, по словам, иногда по буквам. Просто и быстро. Главное не нужно знать этрусской грамоты. Но именно это и приводило к искажениям текстов. Буквы и слова зеркально отражались. Иногда точно так же отражались целые надписи. Но «заказчик» требовал «своей», оригинальной надписи и сюжета. Приходилось копировать с других зеркал и слова, и отдельные буквы, неизвестное количество раз таким же образом «зеркально отраженные».

До наших дней дошло более 3000 этрусских зеркал.







Знаете ли вы?

Что такое спирограф?

Спирограф был изобретён британским инженером Денисом Фишером в середине 20 века, когда ему понадобилось быстро и точно чертить плавно изгибающиеся линии. В дальнейшем было решено выпустить спирограф в качестве детской игрушки.



Популярная в те годы игрушка-спирограф состояла из пластмассовой пластины с вырезанными кругами разных диаметров и набора колёс меньшего диаметра с отверстиями внутри. Края кругов и колёс были зубчатые, чтобы предотвратить проскальзывание.

Пластина прикладывалась к листу бумаги, внутрь выбранного кругового отверстия помещалось одно из зубчатых колёс, в одно из отверстий которого вставлялась шариковая ручка или карандаш. Затем зубчатое колесо приводилось в движение лёгким нажимом на ручку или карандаш, который оставлял на бумаге спиральный след.



Вместо внутреннего зубчатого колеса можно было использовать и треугольники, и овалы и т. д. Это позволяло получить кривые разной формы.



Устали? - Отдыхаем!

Вверх