Класс!ная физика



История инструментов для письма

Несколько тысяч лет тому назад человек начал писать деревянными, костяными или бронзовыми трехгранными заостренными палочками на сырых глиняных дощечках..

После этого глиняную плитку обжигали для прочности. Эти глиняные таблички с клинописью дошли даже до нашего времени.

Древние египтяне использовали для письма на папирусе тонкие кисти из тростника или тростниковые ручки. У каждого египетского писца всегда были при себе пенал и чашка для воды. Такой пенал можно и сейчас увидеть в Петербурге в знаменитом музее Эрмитаже. Это дощечка с длинным желобком для тростниковых палочек и двумя углублениями для красок.

В гробнице Тутанхамона нашли заостренную трубочку из меди, в которую вставляли тростниковый стебель и пропитывали его темной жидкостью - чернилами. Жидкость просачивалась по волокнам тростникового стебля и накапливались на заостренном конце медной трубки. При письме на папирусе оставался четкий тонкий чернильный след. В качестве чернил использовали сажу, разведенную в воде с добавлением клея.

Тростниковое перо было заострено и расщеплено на конце. По этому расщеплению чернила стекали тонкой струйкой на лист папируса.

Древние римляне писали на восковых книжечках - кодексах. Кодексы изготавливались из дощечек с заполненной воском выемкой. Писали на них, а вернее, царапали с помощью палочки - стилуса. Стилус изготавливался из металла. Один конец стиля был заостренным, а другой - закругленным.

Острым концом писали, а сделанную запись можно было стирать с помощью плоского обратного конца стилуса. Восковые книжечки-таблички просуществовали до начала 19 века. До наших дней сохранилось очень мало римских табличек. С появлением пергамента, изобретенного англосаксами, и используемого для изготовления рукописных книг, люди продолжали употреблять восковые дощечки для каждодневных записей.

Распространение пергамента привело к появлению нового пишущего инструмента - заточенного определенным образом птичьего пера. Перья использовали гусиные или вороньи, а чернила делали из сока чернильных орешков, железного купороса и гуммиарабика. Эти чернила впитывались в кожу и не смывались, их можно было только соскоблить. Старинные чернила отличались от наших одной странной особенностью. Пока ими писали, они были очень бледными и чернели только спустя некоторое время. На бумаге также писали гусиными перьями, которые нужно было предварительно срезать наискось, заострять и расщеплять с помощью перочинного ножа.

Гусиные перья просуществовали до конца 18 века.

Карандаш появился в конце XVIII века. Чешский изобретатель Гартмут первым смешал графит с глиной.

Читаем также:

1. Можно ли написать книгу одним карандашом?

Независимо от него француз Ж. Конте в 1790 году сделал карандаш в виде тонкой палочки из смеси графитового порошка и глины, уложенной между двумя дощечками.

Первое стальное перо появилось в Германии в 1748 году, но оно еще не имело прорези, и от него летели брызги чернил. В 1792 году англичанин Д. Перри сделал продольную прорезь в острие пера. Это улучшило качество письма и долговечность пера.

В 1826 году Мазон придумал станок для штамповки стальных перьев, что способствовало их массовому распространению. Однако, известно, что один изобретатель незадолго до появления стальных перьев выпустил в продажу маленькие перышки, сделанные из гусиного пера, но вставлявшиеся в ручку. Значит, ручка появилась раньше стального пера, а не одновременно с ним, как можно было бы предположить.

После этого они вытеснили гусиные перья, просуществовавшие около тысячи лет. К концу 19-го века стальное перо полностью вытеснило требующие частой замены гусиные перья. Интересно, что еще в 1930-1950-е годы 20 века в школах писали стальным пером, позволявшим писать красивым почерком "с нажимом".

A это интересно!

Читаем: "Перо Робинзона" - сделай сам !

В 1884 году появилась первая автоматическая перьевая ручка, заправляемая чернилами. Внутри ручки находился баллончик с чернилами.

Сначала заправка ручки осуществлялась сбоку с помощью специальной пипетки, затем пипетка вошла в состав ручки.

В 1888 году в США впервые была предложена идея шариковой ручки.

В 1940-х годах изобрели шариковую авторучку в том виде, каком мы знаем ее сейчас. Шариковые ручки стали использовать штурманы в авиации и офицеры в походных условиях.

Вначале шариковые стержни были согнуты для увеличения емкости чернил и имели «двойную длину». Позднее появились шариковые ручки со сменным стержнем, который содержал пасту и имел пишущий узел с шариком на конце.

В 1960-е годы в Японии были изобретены наконечники в виде фетра. Ручки с фетровыми наконечниками получили название «фломастер».

Они имели пористый пишущий стержень, пропитанный красящей жидкостью на спиртовой или нитрооснове.

В конце 20 века появились роллеры.

Это была более «тонкая» и продвинутая технология шариковых ручек (тонкий шарик и менее вязкие чернила).

В 1997 году была разработана первая ручка, которую нет необходимости сжимать при письме.

Возможно, за ней будущее?

Легко ли писать гусиным пером?

О том, как правильно изготовить перо для письма, поведал во французской книге 1763 года издания знаток каллиграфии М. Паллафон. По его сломам, перо следует брать из крыла гуся, причем обязательно из левого! При зачинке его нужно соблюдать определенную последовательность операций.

Самое трудное — это правильно сделать щель для вытекания черниля. Ее прорезают в самом начале и всю дальнейшую работу ведут так, чтобы она оставалась точно посередине.

Автор подчеркивал, что характер зачинки пера вносит в письмо некое своеобразие, поэтому лучше это делать самому. Для зачинки и расщепления пера требовались специальные ножички.

Помарки в тексте удаляли скребком.

Долгое время людей, способных красиво писать, было немного. Это в значительной мере объяснялось технической сложностью процесса. Но тот, кому удавалось освоить это дело, мог затем жить безбедно.

За небольшую плату он мог прочитать или написать письмо, составить деловую бумагу.

Почерк и личность

Создатель почерковедения в России Е.Ф.Буринский, сказал когда-то, что всякий "человек пишет так, как ему от рождения писать предназначено", и что школа может придать почерку твердость, красоту, но не в силах бороться с построением его. В общем, почерк, как походка, у каждого свой. Хотя и ходить и писать всех учат одинаково.
От чего же тогда зависит почерк? Быть может, почерк передается по наследству?

Ученый-специалист найдет хозяина почерка даже в анонимном письме. Могут быть изменены наклон, размеры букв, их связность и разгон. Но чаще всего это оказывается бесполезным, даже если человек что-либо напишет левой рукой. Подобные попытки подделать почерк легко разоблачают опытные почерковеды. Они хорошо умеют отличить подлинного левшу от неудачливого жулика.

Еще Гете, собравший и изучивший обширную коллекцию автографов, полагал, что характер человека отражается в его письме. И почерковед всегда сможет по почерку рассказать немало о характере автора изучаемого письма.

Источник: История инструментов для письма. Авт. Е. Кох и журнал ЮТ.





Устали? - Отдыхаем!

Вверх