Вверх
Физика 9 кл. Второй закон Ньютона
Касс!ная физика на Youtube
Занимательные фишки - 7 класс
 Ответы 7 классу
ГДЗ 7 класс
 Ответы 8 класс
Занимательные фишки - 8 класс
ГДЗ  8 классу
Занимательные фишки - 9 класс
ГДЗ  8 классу
Конспекты, учебники, видео - 10-11 класс
Физика для  чайников
"Что кажется нам чудом, на самом деле таковым не является!" - Симон Стевин
Но, что будет, если кота Шрёдингера засунуть в бутылку Клейна и обмотать всё лентой Мёбиуса?

Физика для чайников
Диафильмы по физике

Инфографика по физике
Кроссворды по физике

Задачи-загадки по физике
Ребусы по физике

Презентации по физике
Головоломки

Физика 9 кл. Второй закон Ньютона


1. Что является причиной изменения скорости тела?

Причиной изменения скорости тела является действие на это тело других тел.

2. Что является причиной ускоренного движения тела?

Причиной возникновения ускоренного движения тела является действие на это тело других тел, т.е. действия силы.

Когда на тело действует сразу несколько сил, то оно движется с ускорением, если равнодействующая этих сил не равна нулю.



3. Что такое сила? В чем измеряется сила?

В физике действие одного тела на другое, действие, которое вызывает ускорение, называют силой.
Сила - векторная величина и измеряется в ньютонах (1Н).

В СИ за единицу силы 1Н принимается сила, сообщающая телу массой 1 кг ускорение 1 м/с2 в направлении действия силы.

1 Н = 1 кг • 1 м/с2 = 1 кг • м/с2.


4. Как на примерах показать, что чем больше приложенная к телу сила, тем больше сообщаемое этой силой ускорение?


Чем больше будет равнодействующая приложенных к телу сил, тем большее ускорение получит при этом тело.

Например:
- чем сильнее футболист бьёт ногой по лежащему на поле мячу, тем большее ускорение приобретает при этом мяч и тем большую скорость он успевает набрать за те доли секунды, пока взаимодействует с ногой футболиста.
О приобретённой мячом скорости можно судить по тому, насколько далеко он отлетает после удара.


5. Как на опытах показать взаимосвязь массы, силы и ускорения?




а) Ускорения, получаемые телами, зависят от массы этих тел.
Есть два одинаковых воздушных шарика.
В один из них вложим маленькую бусинку такого веса, чтобы шарик вместе с бусинкой мог взлететь.
Наполним оба шарика гелием до одного и того же объёма.
Расположим шарики на одной и той же высоте (ближе к полу) и отпустим.
Шарик с бусинкой достигнет потолка позже.
Значит, под действием одной и той же равнодействующей силы, равной разности действующих на шарики архимедовой силы и силы сопротивления воздуха, шарик без груза получил большее ускорение, т.к. одно и то же расстояние (до потолка) он прошёл за меньший промежуток времени.
Значит, его скорость росла быстрее, и ускорение его движения больше.



б) К легкоподвижной тележке с укреплёнными на ней маленькой капельницей и двумя одинаковыми лёгкими вентиляторами привязана нить, перекинутая через блок.
К другому концу нити прикреплён груз, компенсирущий силу трения, действующую на тележку.
Общая масса тележки известна.
Вдоль траектории движения тележки расположена бумажная лента.
Откроем кран и включим вентиляторы.

Винты взаимодействуют с воздухом и толкают тележку с постоянной силой к краю стола.
На бумажной ленте остаются следы капель, падающих через равные промежутки времени.

В конце дорожки вентиляторы выключают.
Расстояния между соседними метками от падавших капель будут относиться как ряд нечётных последовательных чисел (1 : 3 : 5 : 7 : 9...).
Значит, под действием постоянной силы тележка двигалась равноускоренно.

Зная расстояние между крайними каплями на ленте (модуль вектора перемещения) и время движения тележки, рассчитаем модуль ускорения.

Так как s = at2/2

тогда ускорение: a = 2s/t2

Удвоим массу всей тележки, поставив на нее гирю, такой же добавочной гирей компенсируем силу трения.
Повторим опыт.
Масса системы стала вдвое больше, а ускорение уменьшилось в 2 раза.
Значит, ускорения, сообщаемые телам одной и той же постоянной силой (действие вентиляторов), обратно пропорциональны массам этих тел.

Установим взаимосвязь между ускорением и силой, сообщающей телу это ускорение.
Для этого снимем добавленные гири.
Включим только один вентилятор, в результате чего на тележку будет действовать в 2 раза меньшая сила.
В результате опыта, при уменьшении силы в 2 раза ускорение тоже уменьшается в 2 раза.
Значит, ускорение, с которым движется тело постоянной массы, прямо пропорционально приложенной к этому телу силе, в результате которой возникает ускорение.

Количественная взаимосвязь между массой тела, ускорением и приложенных к телу силой называется вторым законом Ньютона.


6. Как сформулировать второй закон Ньютона? Какой математической формулой он выражается?


Второй закон Ньютона:
Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе.

Во втором законе Ньютона под телом подразумевается материальная точка, движение которой рассматривается в инерциальной системе отсчёта.

Формула второго закона Ньютона в векторном виде:

На тело может действовать одновременно несколько сил.
Сила, равная геометрической сумме всех приложенных к телу (точке) сил, называется равнодействующей или результирующей силой.
В формуле второго закона Ньютона под силой надо понимать результирующую (иначе равнодействующую) силу.

Для решения задач используют формулу второго закона Ньютона в скалярном виде:

ax = Fx : m

или

a = F : m

где
ах и Fx - проекции векторов ускорения и силы на ось X,
а и F - модули этих векторов.


7. Что можно сказать о направлении вектора ускорения и вектора равнодействующей приложенных к телу сил?

Вектор ускорения совпадает по направлению с вектором равнодействующей приложенных к телу сил.

Следующая страница - смотреть

Назад в "Оглавление" - смотреть



По следам "английских ученых"

  • Можно ли вскипятить воду звуком?

    Если у вас в доме вдруг пропало электричество, не работает электрический чайник, плита, и кончились спички, но зато вопреки всему во всю силу гремит музыка, давайте зададимся вопросом: можно ли вскипятить воду, используя звук? Насколько это реально?



Новости

Азбука физики
Азбука физики
Фильмы об ученых
Фильмы об ученых
Викторины
Викторины
Научные игрушки
Научные игрушки
Простые опыты
Простые опыты
Парадоксы
Парадоксы
Это интересно
Интересная физика
История техники
История техники
Физика детям
Физика для детей
Библиотека
Библиотека
Знаете ли вы
Знаете ли вы
История физики
История физики
Любознательным
Любознательным
Мысли вслух
Мысли вслух
Этюды об ученых
Ученые-физики
Задачи Г. Остера
Задачи Григория Остера
Умные книжки
Умные книжки по физике
Есть вопросик
Ответы на попросы по физике
Его величество
Все о человеке
Музеи науки
Научные музеи
Достижения
Новости науки и техники






Выпускникам

Как сдавать экзамены?
Тактика тестирования
Знаешь ли ты себя?
На урок

Класс!ная физика для любознательных

Презентации и диафильмы по физике

Интернет-магазин Лабиринт