Вверх
Физика 9 кл. Третий закон Ньютона
Касс!ная физика на Youtube
Занимательные фишки - 7 класс
 Ответы 7 классу
ГДЗ 7 класс
 Ответы 8 класс
Занимательные фишки - 8 класс
ГДЗ  8 классу
Занимательные фишки - 9 класс
ГДЗ  8 классу
Конспекты, учебники, видео - 10-11 класс
Физика для  чайников
"Что кажется нам чудом, на самом деле таковым не является!" - Симон Стевин
Но, что будет, если кота Шрёдингера засунуть в бутылку Клейна и обмотать всё лентой Мёбиуса?

Физика для чайников
Диафильмы по физике

Инфографика по физике
Кроссворды по физике

Задачи-загадки по физике
Ребусы по физике

Презентации по физике
Головоломки

Физика 9 кл. Третий закон Ньютона


1. Какие ускорения приобретают тела в результате взаимодействия?

Действие одного тела на другое никогда не бывает односторонним, тела всегда взаимодействуют друг с другом.
При взаимодействии тел каждое тело действует на другое и сообщает ему ускорение.
Ускорения обоих тел направлены в противоположные стороны.

Отношение модулей ускорений взаимодействующих тел равно обратному отношению их масс.
Чем больше масса тела, тем меньшее оно получает ускорение при взаимодействии с другим телом, и наоборот.

а1 : а2 = m1 : m2
или
m1a1 = m2a2


2. Что можно сказать об ускорении, которое получает Земля при взаимодействии с идущим по ней человеком?

Идущий по земле человек движется вперед благодаря тому, что отталкивается ногами от земли, т. е. взаимодействует с ней.
Человек и земля действуют друг на друга с одинаковыми по модулю и противоположно направленными силами.
При этом оба тела (Земля и человек) получают ускорения, обратно пропорциональные их массам.
Так как масса Земли огромна по сравнению с массой человека, то ускорение Земли практически равно нулю, т. е. она практически не меняет свою скорость.
Человек же приходит в движение относительно Земли.
В результате точка о землю он получает достаточное (видимое) ускорение.



3. С какой силой действуют друг на друга тела при взаимодействии?

По 2-у закону Ньютона произведение массы тела на его ускорение равно приложенной к телу силе.
Значит,

m1 a1 = F1- это сила, приложенная к первому телу,
m2a2 = F2 - это сила, приложенная ко второму телу,

где
m - масса тела,
а - ускорение тела, которое оно получает в результате взаимодействия.


4. Как формулируется третий закон Ньютона? Как он записывается математически?

Третий закон Ньютона:

Силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению.

Знак "минус" показывает, что векторы сил направлены в разные стороны.

Третий закон справедлив, когда движения рассматриваются относительно инерциальных систем отсчета.


5. С помощью каких опытов можно доказать, что силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению?

1) Есть два сцепленных друг с другом динамометра.
Один из них прикреплен к стойке.
Если потянуть за другой динамометр, то пружины обоих приборов растянутся и будут действовать друг на друга силами упругости F1 и F2, направленными в противоположные стороны.
При этом показания динамометров будут одинаковы - значит, модули этих сил равны.
Если за правый динамометр потянуть сильнее, то показания обоих динамометров возрастут одинаково, на одну и ту же величину.
Здесь динамометры взаимодействуют с одинаковыми по модулю силами.



2) Тела могут взаимодействовать и на расстоянии.
Есть 2 тележки, которые удерживаются динамометрами, прикрепленными к стойкам.
На одной тележке лежит магнит, а на другой - стальной брусок. Обе тележки начинают притягиваться друг к другу.
Это свидетельствует о взаимодействии двух тел.
Возникают магнитные силы притяжения.
Не только брусок притягивается к магниту, нои магнит притягивается к бруску.

 


3) Здесь тоже тела действуют друг на друга на расстоянии.
Два демонстрационных динамометра закреплены на штативе.
На стержни динамометров прикреплены плоские магниты.
Магниты отталкиваются, так как обращены друг к другу одноименными полюсами.
Сначала динамометры были разведены на такое расстояние, при котором силы взаимодействия магнитов были практически равны нулю и не регистрировались динамометрами.

Затем один из динамометров стали приближать к другому.
При этом стрелки динамометров начали отклоняться от нуля в разные стороны.
Значит, силы, с которыми магниты действуют друг на друга, противоположны по направлению.
При сближении магнитов показания динамометров возрастают, но в каждый момент они равны друг другу.
Значит, магниты отталкиваются с равными по модулю силами.



4) Два мальчика на роликовых коньках тянут за концы веревок, привязвнных к сцепленным динамометрам.
В результате оба мальчика движутся навстречу друг другу.
Динамометры показывают одинаковые по величине силы.



5) В этом опыте силы взаимодействия измеряются в процессе движения взаимодействующих тел.
Самодвижущийся игрушечный трактор тянет на буксире груз.
В качестве троса использованы сцепленные друг с другом трубчатые динамометры.
Один динамометр прикреплен к трактору, а второй - к грузу.
Показания динамометров одинаковы, т.е. движущиеся трактор и коробка действуют друг на друга с равными по модулю силами.

6. Что можно сказать о силах, возникающих при взаимодействии тел?

1. Из-за взаимного действия тел друг на друга силы всегда появляются парами.
Если на какое-то тело действует сила, то обязательно есть какое-то другое тело, на которое первое тело действует с такой же по абсолютному значению силой, но направленной в противоположную сторону.

2. Силы равны по модулю.

3. Силы противоположны по направлению.

4. Силы приложены к разным телам и не компенсируют (не уравновешивают) друг друга.

5. Силы одинаковы по своей природе: или обе силы упругости, или обе силы тяготения, или обе силы магнитные и т.д.
Например:
- если предметы лежат на опоре, возникают силы упругости, посредством которых тело и опора взаимодействуют друг с другом,
- Земля и Луна взаимодействуют друг с другом посредством сил всемирного тяготения,
- стальной гвоздь и магнит притягиваются благодаря действию магнитных сил.


7. Почему неверно говорить о равновесии сил, возникающих при взаимодействии тел?

Силы, о которых говорится в третьем законе Ньютона, никогда не уравновешивают друг друга, поскольку они приложены к разным телам.

8. Уравновешивают (компенсируют) ли друг друга силы, которые возникают при взаимодействии двух тел?

Силы, возникающие при взаимодействии двух тел, приложены к разным телам.
Поэтому нельзя сказать, что сумма сил, приложенных к каждому телу, равна нулю, что эти силы уравновешиваются.
Уравновешиваться могут лишь силы, приложенные к одному и тому же телу.

Следующая страница - смотреть

Назад в "Оглавление" - смотреть



По следам "английских ученых"

  • Можно ли вскипятить воду звуком?

    Если у вас в доме вдруг пропало электричество, не работает электрический чайник, плита, и кончились спички, но зато вопреки всему во всю силу гремит музыка, давайте зададимся вопросом: можно ли вскипятить воду, используя звук? Насколько это реально?



Новости

Азбука физики
Азбука физики
Фильмы об ученых
Фильмы об ученых
Викторины
Викторины
Научные игрушки
Научные игрушки
Простые опыты
Простые опыты
Парадоксы
Парадоксы
Это интересно
Интересная физика
История техники
История техники
Физика детям
Физика для детей
Библиотека
Библиотека
Знаете ли вы
Знаете ли вы
История физики
История физики
Любознательным
Любознательным
Мысли вслух
Мысли вслух
Этюды об ученых
Ученые-физики
Задачи Г. Остера
Задачи Григория Остера
Умные книжки
Умные книжки по физике
Есть вопросик
Ответы на попросы по физике
Его величество
Все о человеке
Музеи науки
Научные музеи
Достижения
Новости науки и техники






Выпускникам

Как сдавать экзамены?
Тактика тестирования
Знаешь ли ты себя?
На урок

Класс!ная физика для любознательных

Презентации и диафильмы по физике

Интернет-магазин Лабиринт