Вверх
Физика 9 кл. Гармонические колебания
Касс!ная физика на Youtube

Фильмы об ученых
Фильмы об ученых

Научные игры
Научные игрушки

Азбука физики
Азбука физики

Викторины
Викторины

Парадоксы
Парадоксы

Простые опыты
Простые опыты

BHИMAHИE!!! Тeмы "ЦOP 7-9 клacc к уроку" ecть в фopмaтe PDF!
Возможный вариант просмотра SWF-файлов: скачать адобовский флэш-плейер flashplayer_32 по ссылке скачать. Установить его на рабочий стол компа (или закачать его на флэшку и подключить ее к компу). Далее сохранить нужный ЦОР со страниц нашего сайта и просто открыть его.
Приятного просмотра!

Физика 9 кл. Гармонические колебания

 

1. Что показывает этот опыт?


Цель опыта:
Выяснить, по какому закону меняется с течением времени координата колеблющегося пружинного маятника и как выглядит график этой зависимости.

Ход опыта:
В качестве груза использована воронка с насыпанным в нее песком, а под ней - длинная бумажная лента.
Воронку приводят в колебательное движение.
Ленту перемещают с постоянной скоростью в направлении, перпендикулярном плоскости колебаний.
На ней останется волнообразная дорожка из песка, каждая точка которой соответствует положению колеблющегося груза в разные моменты времени.

Результаты:
Получена кривая, представляющая собой косинусоиду, т.е. координаты колеблющегося пружинного маятника менялись по закону косинуса.
Маятник совершал гармонические колебания.



2. Как называется кривая линия, изображенная на рисунке? Чему соответствуют отрезки OA и ОТ?


Кривая изменяется по закону косинуса.
Наибольшие отклонения груза от положения равновесия (О) в обе стороны одинаковы по модулю и равны А.
Это амплитуда колебаний А = ОА.
Маятник начал движение из крайней точки с координатой х = А.
За время, равное периоду Т = ОТ, маятник совершил полное колебание.
Зная период колебаний, можно найти частоту колебаний.
График дает возможность определить координату груза в любой момент времени.

3. Какие колебания называются гармоническими?

Периодические изменения во времени физической величины, происходящие по закону синуса или косинуса, называются гармоническими колебаниями.

4. Что можно показать с помощью опыта?



С помощью этого опыта можно показать, что и для нитяного маятника график зависимости координаты от времени тоже представляет собой синусоиду, т. е. что его колебания являются гармоническими.

Теоретически колебания нитяного маятника были бы строго гармоническими в том случае, если бы он представлял собой материальную точку, колеблющуюся без трения с малой амплитудой при не меняющемся со временем расстоянии от нее до точки подвеса.

5. Что называется математическим маятником?

Материальная точка, колеблющаяся на не меняющемся со временем расстоянии от точки подвеса, называется математическим маятником.

Математический маятник - это абстрактная модель.
Реально таких маятников не бывает.

6. При каких условиях реальный нитяной маятник будет совершать колебания, близкие к гармоническим?

Практически колебания, близкие к гармоническим, совершает тяжелый шарик (например, стальной), подвешенный на легкой и малорастяжимой нити, длина которой значительно больше диаметра этого шарика, при малой амплитуде и малом трении.

7. Как меняются действующая на тело сила, его ускорение и скорость при совершении им гармонических колебаний?

При совершении телом гармонических колебаний не только его координата, но и сила, ускорение, скорость, тоже изменяются по закону синуса или косинуса.

Сила и ускорение достигают наибольших значений, когда колеблющееся тело находится в крайних положениях, где смещение наиболее велико.
Сила и ускорение равны нулю, когда тело проходит через положение равновесия.

Скорость маятника в крайних положениях равна нулю.
Скорость маятника при прохождении телом положения равновесия достигает наибольшего значения.

Колебательное движение вблизи среднего положения тела наиболее близко к равномерному, а вблизи крайних положений сильно отличается от равномерного движения.

Следующая страница - смотреть

Назад в "Оглавление" - смотреть



По следам "английских ученых"

  • Можно ли вскипятить воду звуком?

    Если у вас в доме вдруг пропало электричество, не работает электрический чайник, плита, и кончились спички, но зато вопреки всему во всю силу гремит музыка, давайте зададимся вопросом: можно ли вскипятить воду, используя звук? Насколько это реально?
Новости

Задачи Г. Остера
Задачи Григория Остера

Это интересно
Интересная физика

История техники
История техники

Физика детям
Физика для детей

Знаете ли вы
Знаете ли вы

История физики
История физики

Вопросы-загадки
Вопросы-загадки

Мысли вслух
Мысли вслух

Этюды об ученых
Ученые-физики

Есть вопросик
Ответы на попросы по физике

Его величество
Все о человеке





Как сдавать экзамены?
Тактика тестирования
Знаешь ли ты себя?
На урок

Класс!ная физика для любознательных

Презентации и диафильмы по физике