Вверх
Физика 9 кл. Резонанс
Касс!ная физика на Youtube
Занимательные фишки - 7 класс
 Ответы 7 классу
ГДЗ 7 класс
 Ответы 8 класс
Занимательные фишки - 8 класс
ГДЗ  8 классу
Занимательные фишки - 9 класс
ГДЗ  8 классу
Конспекты, учебники, видео - 10-11 класс
Физика для  чайников
"Что кажется нам чудом, на самом деле таковым не является!" - Симон Стевин
Но, что будет, если кота Шрёдингера засунуть в бутылку Клейна и обмотать всё лентой Мёбиуса?

Физика для чайников
Диафильмы по физике

Инфографика по физике
Кроссворды по физике

Задачи-загадки по физике
Ребусы по физике

Презентации по физике
Головоломки

Физика 9 кл. Резонанс

 

1. С какой целью и как проводился опыт с двумя маятниками?



Цель опыта:
Выяснить как зависит амплитуда вынужденных колебаний от частоты изменения вынуждающей силы.

Ход опыта:
Два маятника, висят на общем шнуре.
Длина маятника 2 неизменна, этой длине соответствует определенная частота свободных колебаний (т. е. собственная частота маятника).
Длину маятника 1 можно менять, подтягивая свободные концы нитей.
При изменении длины маятника 1 соответственно меняется его собственная частота.

Если отклонить маятник 1 от положения равновесия и отпустить, то он будет совершать свободные колебания.
Это вызовет колебания шнура, в результате чего на маятник 2 через его точки подвеса будет действовать вынуждающая сила.
Эта сила периодически меняется по модулю и направлению с такой же частотой, с какой колеблется маятник 1.
Под действием этой силы маятник 2 начнет совершать вынужденные колебания.

Если уменьшать длину маятника 1, то частота его колебаний, а значит, и частота изменения вынуждающей силы, действующей на маятник 2, будет увеличиваться, приближаясь к собственной частоте маятника 2.
При этом амплитуда установившихся вынужденных колебаний маятника 2 будет возрастать.
Она достигнет наибольшего значения, когда длины маятников сравняются, т. е. когда частота v вынуждающей силы совпадет с собственной частотой vо маятника 2.
Маятники будут колебаться в одинаковых фазах.
Дальнейшее уменьшение длины маятника 1 приведет к тому, что частота вынуждающей силы станет больше собственной частоты маятника 2.
При этом амплитуда его колебаний начнет уменьшаться.



2. В чем заключается явление, называемое резонансом?


Амплитуда установившихся вынужденных колебаний достигает своего наибольшего аначения при условии, что частота v вынуждающей силы, равна собственной частоте vо колебательной системы.
В этом заключается явление, называемое резонансом.

3. Какой из маятников колеблется в резонанс с маятником 3? По каким признакам это можно определить?


Есть 4 маятника, подвешенные к общему шнуру.
Маятники 1 и 3 имеют одинаковую длину.
Под действием свободных колебаний маятника 3 остальные маятники совершают вынужденные колебания.
При этом амплитуда колебаний маятника 1 значительно больше амплитуд маятников 2 и 4.
В данном случае маятник 1 колеблется в резонанс с маятником 3.


4. Почему амплитуда установившихся колебаний, вызванных вынуждающей силой, достигает наибольшего значения именно при совпадении частоты изменения этой силы с собственной частотой колебательной системы?


В этом случае направление вынуждающей силы в любой момент времени совпадает с направлением движения колеблющегося тела.
Таким образом создаются наиболее благоприятные условия для пополнения энергии колебательной системы за счет работы вынуждающей силы.

Например:

Чтобы сильнее раскачать качели, их подталкивают таким образом, чтобы направление действующей силы совпадало с направлением движения качелей.

4. К каким колебаниям - свободным или вынужденным - применимо понятие резонанса?

Понятие резонанса применимо только к вынужденным колебаниям.

5. В каких случаях резонанс может быть полезным явлением, а в каких - вредным?

Резонанс играет большую роль в самых разнообразных явлениях, причем в одних - полезную, в других - вредную.

Примеры полезного резонанса:

- раскачивание качелий,
- тяжелый язык большого колокола можно легко раскачать, действуя сравнительно небольшой силой с частотой, равной собственной частоте языка.

Примерами вредного проявления резонанса могут служить:

- сильное раскачивание железнодорожного вагона при случайном совпадении его собственной частоты колебаний на рессорах с частотой ударов колес на стыках рельсов,
- сильное раскачивание пароходов на волнах и др.

Когда резонанс может нанести ущерб, принимают меры к тому, чтобы не допустить его возникновения.

Например:

Многие заводские станки, отдельные части которых совершают периодические движения, устанавливают на массивном фундаменте, препятствующем возникновению колебаний всего станка.

Следующая страница - смотреть

Назад в "Оглавление" - смотреть



По следам "английских ученых"

  • Можно ли вскипятить воду звуком?

    Если у вас в доме вдруг пропало электричество, не работает электрический чайник, плита, и кончились спички, но зато вопреки всему во всю силу гремит музыка, давайте зададимся вопросом: можно ли вскипятить воду, используя звук? Насколько это реально?



Новости

Азбука физики
Азбука физики
Фильмы об ученых
Фильмы об ученых
Викторины
Викторины
Научные игрушки
Научные игрушки
Простые опыты
Простые опыты
Парадоксы
Парадоксы
Это интересно
Интересная физика
История техники
История техники
Физика детям
Физика для детей
Библиотека
Библиотека
Знаете ли вы
Знаете ли вы
История физики
История физики
Любознательным
Любознательным
Мысли вслух
Мысли вслух
Этюды об ученых
Ученые-физики
Задачи Г. Остера
Задачи Григория Остера
Умные книжки
Умные книжки по физике
Есть вопросик
Ответы на попросы по физике
Его величество
Все о человеке
Музеи науки
Научные музеи
Достижения
Новости науки и техники






Выпускникам

Как сдавать экзамены?
Тактика тестирования
Знаешь ли ты себя?
На урок

Класс!ная физика для любознательных

Презентации и диафильмы по физике

Интернет-магазин Лабиринт