Класс!ная физика



От мины до торпеды

В 1860 году лейтенант австрийского фпота Люппус создал мину, перемещавщуюся с помощью часового механизма. Она хоть и оказалась слишком тихоходной, но подвигла многих изобретателей на создание столь остро необходимого морякам оружия.

Более удачной была конструкция российского инженера И.Ф.Александровского - она приводилась в действие маховиком. Однако на его раскручивание уходило немало времени, что также не устраивало моряков.



В 1872 году англичанин Роберт Уайтхэд вместе с 12-летним сыном сделал мину, двигавшуюся при помощи сжатого воздуха. Он же и окрестил ее "торпедо".

Уже через три года торпеды стали поступать на вооружение чуть ли не всех стран мира. Но, к этому времени научились уходить от торпед. Поэтому понадобилось более совершенное оружие.

В 1899 году лейтенант И.И.Назаров предложил имеющийся в баллоне торпеды сжатый воздух использовать для сжигания топлива, а кроме того, впрыскивать воду в камеру сгорания. Образовавшаяся парогазовая смесь поступала в поршневую машину типа паровой и приводила в действие винт. Это новшество позволило почти при тех же габаритах и весе многократно увеличить энергоемкость торпеды.

В 1914 году парогазовые торпеды развивали скорость 80 км/ч, имели дальность 15 км и несли заряд массой 250 кг. А для их надежного управления вскоре австрийским лейтенантом Л.Обри был создан специальный гироскопический прибор.



Разумеется, торпеды совершенствовались и в дальнейшем. Однако парогазовые торпеды оставили в технике особый след. Прибор Обри, разумеется, сильно усовершенствованный, и сегодня применяется для управления ракетами. А камеры сгорания, в которых готовилась парогазовая смесь, стали прообразом камер ракетных двигателей.

Устройство парогазовой торпеды.
В носовой частя - взрыватель и боевой заряд. Далее - баллон со сжатым воздухом, запас керосина и пресной воды, камера сгорания и ходовая машина, приводившая в действие соосные винты, которые вращались в разные стороны. Прибор управления на данном рисунке не показан из-за его малых размеров.

По материалам журнала «ЮТ»






Знаете ли вы?

... немного о реактивном движении

Знаете ли вы, что возможность использовать реактивную силу струи пара, хотя бы в виде игрушки, была открыта еще в первом веке новой эры Героном Александрийским. А в 1750 году венгерский ученый Янош Сегнер изобрел на этом принципе одну из первых реактивных гидравлических турбин — «сегнерово колесо». Его действие сегодня можно наблюдать на лужайках, орошаемых с помощью насадок, вращающихся на водопроводных колонках.

... Известные в Китае еще с XI века пороховые ракеты применялись не только для фейерверков, но и в военном деле — как зажигательные и разрывные снаряды, а также как осветительные средства. Однако по-настоящему боевые реактивные снаряды были созданы в 1817 году русским ученым-артиллеристом, генералом А.Д.Засядко и успешно применены при обороне Севастополя в 1854-55 годах во время Крымской войны.

... В теории многоступенчатых ракет, разработанной К.Э.Циолковским в 1926 году, было показано, что последняя ступень ракеты способна достичь первой космической скорости. Из теории следовало, что целесообразно с расходом топлива отбрасывать баки, трубопроводы и двигатели отработавших ступеней, а в идеале — непрерывно избавляться от ненужной уже массы ракеты, что пока, увы, конструктивно неосуществимо.

... Помимо мощных маршевых двигателей в ракетно-космической технике используется так называемая детонационная автоматика, решающая с помощью «ювелирных» по массе и габаритам зарядов взрывчатых веществ задачи мгновенного разделения элементов конструкций, разрезание электрических кабелей, отстрел парашютов и запуск различных приборов.

...Разгадкой неожиданно больших скоростей у новорожденных сверхплотных нейтронных звезд, достигающих 1500 километров в секунду, вероятно, может быть природный реактивный двигатель — излучение нейтрино, уносящих огромную энергию и способных создать необходимый импульс отдачи.

... Погасить скорость при посадке космического аппарата на Землю помогает атмосфера: торможение в ней позволяет использовать на конечном этапе снижения парашют. Такая возможность полностью отпадает при спуске на Луну — отсутствие атмосферы на ней заставляет гасить скорость лишь реактивными импульсами, а последние метры пути аппарат садится на струе газа из сопла.



Устали? - Отдыхаем!

Вверх