Класс!ная физика



Бестопочный паровоз

Пусть редко, но встречаются все же производства, где спичку лучше не зажигать. На пороховом заводе, например, не то что лучше не курить - ни паровозам, ни тепловозам, ни другому обычному транспорту ближе чем на несколько километров лучше не подъезжать. А грузы тем не менее перевозить нужно.

В свое время для подобных предприятий был специально создан так называемый бестопочный паровоз.



Его котел заливали обычной водой, герметически закрывали и через специальный теплообменник пропускали внутри перегретый пар с температурой свыше 300 градусов. В результате и вода становилась перегретой. Стоило открыть специальный клапан, она начинала превращаться в пар, поступающий затем в обычную паровую машину.

Первый бестопочный паровоз немецкой фирмы «Шварцкопф» появился на нефтеперегонном заводе в Туапсе в 1928 году.

А на закате паровозостроения, в 1954 - 1956 годах, в городе Муроме выпустили серию бестопочных локомотивов БП1 на базе распространенного танка-паровоза 9П.

Для зарядки его котла-аккумулятора объемом 21 м3 было достаточно получаса; из холодного состояния в рабочее паровоз приводился немногим дольше часа. В диапазоне рабочих давлений пара от 16 до 2 кгс/смг локомотив мог тянуть состав массой до 1700 т, а при давлении всего 1 кгс/см2 самостоятельно ездил на заправки, которые ему требовались каждые 4 - 6 часов работы.

На основе очень сильно перегретой воды, заливаемой в легкие тонкостенные баки, в нашей стране делали реактивные ускорители для самолетов и ракет. А также изобретателями был предложен действующий по этому принципу экологически чистый автомобиль, который энергетически был выгоднее электромобиля.

По материалам журнала «ЮТ»






Знаете ли вы?

... немного о поверхностном натяжении

С давних времен для успешной ловли рыбы с помощью остроги поверхность воды сбрызгивали маслом. Даже легкое волнение воды сильно искажает видимое изображение рыбы и мешает прицелиться, тонкая же пленка масла, благодаря силам поверхностного натяжения, способствует затуханию волн и успокоению воды.

... Вошедший в историю науки опыт по созданию искусственной невесомости при зависании жидкого масляного шара в смеси воды и спирта, иллюстрирующий действие поверхностного натяжения жидкостей, был впервые осуществлен в 1843 году бельгийским профессором Жозефом Плато. К сожалению, вскоре он ослеп и больше не мог любоваться столь эффектным явлением.

... Американский физик, один из основателей статистической механики Дж.Гиббс, впервые построивший общую теорию поверхностных явлений и капиллярности, считался кабинетным, далеким от эксперимента ученым. Однако впоследствии выяснилось, что он внимательнейшим образом изучал труды Плато с описанием многочисленных опытов с жидкими пленками.

... Помещая конец узкой трубки с вытекающей из нее каплей в жидкость с плотностью чуть меньшей, чем плотность капли, Плато сумел «замедлить» процесс ее отрыва. При этом он заметил обычно не наблюдаемую вторичную маленькую капельку, отделяющуюся вслед за большой первой, — так называемый шарик Плато.

.. Идея флотации — отделения ценных фрагментов руды от пустой породы с помощью всплывающих воздушных пузырьков — возникла случайно. В конце позапрошлого века американская учительница Карри Эвертон обратила внимание на то, что при стирке загрязненных маслом мешков, в которых ранее хранился медный колчедан, замасленные крупинки минерала всплывали вместе с мыльной пеной, словно на воздушном шаре.

... Заметный шаг в истории атомистики был совершен одним из создателей термодинамики, знаменитым У.Томсоном, проведшим подсчеты размеров молекул, основанные на изменении поверхностной энергии пленки при ее растекании. Значительно позже, уже в начале ХХ века, не менее знаменитому физику Дж.Рэлею удалось в блестящем эксперименте непосредственно определить размеры молекул растекшегося по воде масла.



Устали? - Отдыхаем!

Вверх