Класс!ная физика
Занимательные фишки - 7 класс Занимательные фишки - 8 класс Занимательные фишки - 9 класс 10-11 класс Диафильмы по физике

Знания нельзя купить, здесь их дают бесплатно!



Бестопочный паровоз

Пусть редко, но встречаются все же производства, где спичку лучше не зажигать. На пороховом заводе, например, не то что лучше не курить - ни паровозам, ни тепловозам, ни другому обычному транспорту ближе чем на несколько километров лучше не подъезжать. А грузы тем не менее перевозить нужно.

В свое время для подобных предприятий был специально создан так называемый бестопочный паровоз.



Его котел заливали обычной водой, герметически закрывали и через специальный теплообменник пропускали внутри перегретый пар с температурой свыше 300 градусов. В результате и вода становилась перегретой. Стоило открыть специальный клапан, она начинала превращаться в пар, поступающий затем в обычную паровую машину.

Первый бестопочный паровоз немецкой фирмы «Шварцкопф» появился на нефтеперегонном заводе в Туапсе в 1928 году.

А на закате паровозостроения, в 1954 - 1956 годах, в городе Муроме выпустили серию бестопочных локомотивов БП1 на базе распространенного танка-паровоза 9П.



Для зарядки его котла-аккумулятора объемом 21 м3 было достаточно получаса; из холодного состояния в рабочее паровоз приводился немногим дольше часа. В диапазоне рабочих давлений пара от 16 до 2 кгс/смг локомотив мог тянуть состав массой до 1700 т, а при давлении всего 1 кгс/см2 самостоятельно ездил на заправки, которые ему требовались каждые 4 - 6 часов работы.

На основе очень сильно перегретой воды, заливаемой в легкие тонкостенные баки, в нашей стране делали реактивные ускорители для самолетов и ракет. А также изобретателями был предложен действующий по этому принципу экологически чистый автомобиль, который энергетически был выгоднее электромобиля.

По материалам журнала «ЮТ»






Знаете ли вы?

... немного о поверхностном натяжении

С давних времен для успешной ловли рыбы с помощью остроги поверхность воды сбрызгивали маслом. Даже легкое волнение воды сильно искажает видимое изображение рыбы и мешает прицелиться, тонкая же пленка масла, благодаря силам поверхностного натяжения, способствует затуханию волн и успокоению воды.

... Вошедший в историю науки опыт по созданию искусственной невесомости при зависании жидкого масляного шара в смеси воды и спирта, иллюстрирующий действие поверхностного натяжения жидкостей, был впервые осуществлен в 1843 году бельгийским профессором Жозефом Плато. К сожалению, вскоре он ослеп и больше не мог любоваться столь эффектным явлением.

... Американский физик, один из основателей статистической механики Дж.Гиббс, впервые построивший общую теорию поверхностных явлений и капиллярности, считался кабинетным, далеким от эксперимента ученым. Однако впоследствии выяснилось, что он внимательнейшим образом изучал труды Плато с описанием многочисленных опытов с жидкими пленками.

... Помещая конец узкой трубки с вытекающей из нее каплей в жидкость с плотностью чуть меньшей, чем плотность капли, Плато сумел «замедлить» процесс ее отрыва. При этом он заметил обычно не наблюдаемую вторичную маленькую капельку, отделяющуюся вслед за большой первой, — так называемый шарик Плато.

.. Идея флотации — отделения ценных фрагментов руды от пустой породы с помощью всплывающих воздушных пузырьков — возникла случайно. В конце позапрошлого века американская учительница Карри Эвертон обратила внимание на то, что при стирке загрязненных маслом мешков, в которых ранее хранился медный колчедан, замасленные крупинки минерала всплывали вместе с мыльной пеной, словно на воздушном шаре.

... Заметный шаг в истории атомистики был совершен одним из создателей термодинамики, знаменитым У.Томсоном, проведшим подсчеты размеров молекул, основанные на изменении поверхностной энергии пленки при ее растекании. Значительно позже, уже в начале ХХ века, не менее знаменитому физику Дж.Рэлею удалось в блестящем эксперименте непосредственно определить размеры молекул растекшегося по воде масла.



Устали? - Отдыхаем!

Вверх