Класс!ная физика



Подводные лодки

Подводные суда ведут свою родословную со времен Александра Македонского. Еще Аристотель описывал применение в свою пору подводных аппаратов в военном деле. Правда, в современном представлении речь шла об использовании, скорее всего, водолазного колокола для переброски диверсантов.

А в 1536 году, как отметил Френсис Бэкон, в Толедо (Испания) было построено судно, которое могло перемещаться по морскому дну на колесах. Правда, подробностей о нем не сохранилось. Тем не менее это важное свидетельство о возрождении интереса человека к проблеме передвижения под водой.

Примерно век спустя, в 1620 году, голландский врач Корнелиус Ван-Дребель испытал крохотную весельную подводную лодку на Темзе. Результаты оказались столь успешны, что были построены два подводных судна, вмещавшие шестнадцать пассажиров. Они были сделаны из дерева, обтянуты кожей и имели шесть пар весел, которые выходили из корпуса через кожаные рукава. Однако из-за неожиданной смерти изобретателя работы не получили развития.

Первую же подлодку, нашедшую боевое применение в войне за независимость США, построили в 1776 году Саймоне и Беншель.



Ее корпус из листовой меди имел форму яйца. Два гребных винта приводил в движение человек. Дышал он воздухом, поступающим с поверхности через трубку. Вооруженная бочонком с порохом подлодка сумела скрытно подойти к английскому фрегату "Игл", но укрепить взрывчатку на окованном медным листом днище не удалось.

Следующая страница связана с именем Р.Фультона. В 1801 году по распоряжению Наполеона, тогда еще первого консула, была спущена на воду подлодка его конструкции. Она отличалась обтекаемой формой, имела винт, приводимый в действие тремя матросами, и складной парус.



За сходство с головоногим моллюском, умеющим плыть, подставляя свою перламутровую раковину ветру, судно было названо «Наутилусом».

Однако Наполеон не сумел оценить по достоинству очередное изобретение Фультона, как, впрочем, и его пароход. Тем не менее Фультон в зените своей славы сохранил верность императору, а когда тот был сослан на остров Святой Елены, даже приступил к постройке лодки для побега Наполеона.

По материалам журнала «ЮТ»






Знаете ли вы?

... немного о тяготении

Знаменитый Иоганн Кеплер, помимо установления законов движения планет, очень близко подошел к выводу о взаимном притяжении всех тел в природе. С гениальной прозорливостью Кеплер писал, что приливы и отливы в земных океанах объясняются действием Луны.

... Наблюдая у себя дома по телевизору высадку астронавтов на Луну, преподаватель одного из американских колледжей заметил, что у одного из отсеков спускаемого аппарата свисал рядом с астронавтом, качаясь на чем-то вроде каната, какой-то тяжелый предмет. Посмотрев на часы, преподаватель сумел довольно точно определить ускорение свободного падения на Луне. Как же он сделал это?

Удар молнии в самолет

Удары молнии в самолет случаются довольно часто, однако лишь изредка они причиняют какие-либо серьезные повреждения — разве что несколько мелких отверстий в фюзеляже. Автомобили, автобусы и другие транспортные средства тоже не страдают от ударов молнии. Вскоре после старта в космический корабль «Аполлон- 12» ударили две молнии, не причинив никакого ущерба ни кораблю, ни его экипажу. Почему молния не причиняет вреда ни транспорту, ни пассажирам? Более того, пассажиры могут вовсе не заметить молнии.
Внимательный пассажир самолета может предвидеть удар молнии, обратив внимание на резкое усиление огней св. Эльма на концах крыльев и других остроконечных предметах. Светящиеся полосы могут достигать 3-5 м в длину и 15 см в ширину.

Оказывается...
Высокочастотный ток молнии не проникает в глубь металлического корпуса автомобиля, самолета и т. д., а течет по поверхности. Поэтому, если только молния не попадет в бак с горючим и не вызовет его взрыва, пассажиры вообще могут не заметить разряда.

Источник: «Физический фейерверк» Дж. Уокер



Устали? - Отдыхаем!

Вверх