Класс!ная физика



Первые двухэтажные железнодорожные вагоны

Как быть, если железнодорожная ветка загружена весьма незначительно? Ведь невыгодно гонять из-за одного-двух вагонов тяжелый паровоз. С этой проблемой железнодорожники столкнулись еще в конце 19века.

Выход нашли в 1882 году коломенские вагоностроители, купив патент у изобретателя Томаса на новый рельсовый экипаж. Он представлял собой двухэтажный самоходный вагон. На нижнем ярусе располагались 32 места второго класса, а на верхнем - 48 мест третьего. Кабина машиниста, паровая машина с вертикальный котлом, а также запас воды и топлива помещались на одноосной тележке, которая жестко пристыковывалась к раме вагона.


Первые паровозовагоны серии ПВ обслуживали пригородных пассажиров на участке Петербург - Ораниенбаум, развивая скорость до 48 км/ч. Позднее их можно было видеть в Крыму, на Закавказской дороге.

К интересному опыту вернулись в нашей стране в 1933 году. Тогда Экспериментальный завод НКПС построил двухэтажную автомотрису, которая в течение нескольких лет эксплуатировалась на участке Щелково - Монино.

Двухосный вагон длиной 11 м имел двигатель от пятитонного грузовика и перевозил 130 пассажиров со скоростью до 60 км/ч. Чтобы уменьшить высоту экипажа, механизмы ходовой части разместили в этаком корыте на нижней раме. Принципиальным отличием конструкции от ее предшественника был второй пост управления, расположенный в другом конце вагона.



Это позволяло обходиться без поворотного круга на конечной остановке. Тем не менее усложнение конструкции, а вместе с ней и обслуживания в сравнении с одноэтажными сводили на нет достоинства этого варианта.

И все-таки второй этап не был предан забвению. Стремясь увеличить пропускную способность перегруженных железных дорог, на рубеже 60 - 70-х годов в ГДР начали серийный выпуск двухэтажных секций из четырех сочлененных вагонов. Первый этаж был опущен и располагался между колесными тележками. При этом последние оставались открытыми, легкодоступными осмотру и профилактике.

По материалам журнала «ЮТ»






Знаете ли вы?

... немного о законах сохранения

Часто некоторые законы сохранения оказываются справедливыми лишь при описании ограниченного круга явлений. Так, при изучении химических реакций можно считать, что масса сохраняется, однако при ядерных реакциях применение такого закона выло вы ошибочным, так как, например, масса конечных продуктов деления урана меньше массы исходного количества урана.

... Если бы закон сохранения заряда не являлся вполне точным законом природы, то электрон мог бы распасться, например, на нейтрино и фотон. Поиски таких распадов, однако, не увенчались успехом и показали, что время жизни электрона по крайней мере не меньше 1021 лет. (Возраст же Вселенной оценивается сегодня учеными в 1010 лет.)

... Именно закон сохранения заряда подсказал Дж. Максвеллу идею о возможном возникновении магнитного поля в результате изменения электрического поля. Развитие этой идеи привело Максвелла к предсказанию периодических электромагнитных процессов, распространяющихся в пространстве. Вычисленное значение скорости распространения оказалось в точности равным ранее измеренной скорости света.

Соло для пробирок

Как показали научные исследования, басовая партия, спетая перед аудиторией химических реактивов, могла бы оказать немалую услугу химическому эксперименту или технологическому процессу.

Дело в том, что низкочастотные колебания, содержащиеся в басовых нотах, могут вызывать в жидкостях крошечные пульсирующие пузырьки. Отрываясь от стенок пробирок, пузырьки электризуются и стимулируют окислительно-восстановительные реакции наподобие катализаторов.

С помощью низкочастотного облучения, как считают специалисты, можно будет ускорить «ленивые», медленно протекающие реакции, получать эмульсии жидкостей, плохо смешивающихся в обычных условиях.



Устали? - Отдыхаем!

Вверх